Злонамеренные речи ужасных людей запрещать нельзя
Вопрос: надо разрешать злонамеренные речи ужасным людям? Вот это соединение меня поразило, честно говоря.
Нам это необходимо, мы должны с этого учиться. Иначе нам, недалеким, может быть, и не достанется ясного понимания глубин природы человека.
Вы говорите о природе человека, а он, конечно, говорил о демократии.
Ну демократия - это одно из выражений.
Вопрос такой: границы дозволенного существуют все-таки или нет? Вот здесь злонамеренный человек говорит ужасные речи и говорят: "Дайте ему это сказать, не делайте с ним ничего".
Я тоже считаю, что надо. Надо все выражать, вербально все выражать. А далее…
А вот далее власть, которая это слышит, что она будет делать?
Это ее проблема, как это ограничивать и не допускать развития от речей к действию.
Понятно. Но речи - все возможно?
Да, должны быть, мы их должны изучать, мы их должны правильно воспринимать и возражать против них. Строить на этом наше отношение.
То есть вот над этим я должен работать, над этим как-то подниматься, над тем, чтобы закрыть его срочно, подниматься над этим и вообще все доводы строить в борьбе вот с этим и так я расту?
Да.
Если бы так человечество держалось.
Ну мы бы все-таки научились потихонечку чему-то.
То есть естественный, первый инстинкт - подавить. Он естественный - сразу подавить. А он неправильный, да?
Конечно.
Понятно. Скажите, как в таком случае должен быть, если уж говорить о государстве, воспитан народ, чтобы выбирать таких руководителей, которые так будут работать со всеми, кто противостоит им?
Народ должен быть включенным в обсуждения, понимающим свою зависимость от таких высказываний и обучающимся.
То есть у него должно быть желание учиться, да?
Да, но это зависит от подготовки, это зависит от общества.
То есть надо выращивать такой народ?
Да.
То есть тот, кто занимается воспитанием, - вот это и есть воспитание.
Обязательно.
Тогда еще один вопрос, последний. Даже боюсь его задавать. Что такое настоящая демократия, скажите, пожалуйста? По-вашему.
Настоящая демократия - это когда каждому дается возможность развиваться согласно своему природному влечению, с одной стороны. Но, с другой стороны, его при этом ставят в такое определенное отношение с окружающим обществом, что он начинает сам на себе воспринимать следствия своего "демократического" подхода и ему быстро становятся ясны все изъяны в его восприятии мира.
То есть это он понимает: это я запустил и это запущено мною неправильно, надо поправиться, да? Это человек?
Да.
Это человек в демократическом обществе?
Человек должен чувствовать себя, будто он находится на таком, что ли, токарном станке, который он запускает, вытачивает какую-то болванку, это он сам, и при этом он понимает, чувствует по реакции "машины", то есть природы, с ним, насколько он может продолжать, меняться и так далее.
То есть как ее доработать до какой-то гармонии, идеального состояния, да?
Да.
То есть вы сейчас как бы сказали, что человек даже как бы управляет обществом. Каждый. Получается, что его совет, его желание - оно входит и работает?
Да.
И он видит, где ошибся, где не ошибся и поправляется?
Да. Нам надо постараться такое общество создать, чтобы каждый смог себя обрабатывать.