Выживет ли мировое еврейство в Великом Противостоянии?
Намного более опасной для мирового еврейства и государства Израиль является наша ненависть друг к другу.
В чьих руках находится сердце короля?
Когда римские легионы расположились лагерем под стенами Иерусалима, евреи в городе беспощадно убивали друг друга. В «Иудейской войне» Иосифа Флавия читаем: «Все римские военачальники видели в раздорах врагов неожиданное счастье для себя». Император Веспасиан говорил тогда своим командирам: «Бог - лучший полководец, чем я, и Он хочет отдать иудеев в руки римлян без напряжения сил с нашей стороны. Нам нужно только подождать, когда число врагов уменьшится, так как их пожирает внутренняя война».
Дальнейшие события подтвердили правоту Веспансиана. «Друг с другом осажденные поступали так, что и от неприятеля их не могло ожидать более жестокое обращение, а после их действий в городе никакое бедствие не могло казаться новым», - пишет Иосиф Флавий.
На протяжении всей истории наши самые страшные ненавистники считали, что, преследуя евреев, они исполняют Божью заповедь. Ведь евреи «все человеческие права попирали ногами, божественное они осмеивали, а над словами пророков издевались, как над пустой болтовней». Иосиф Флавий, «Иудейская война».
Например, королева Испании Изабелла, подписывая декрет об изгнании евреев из Испании, по словам историка Якова Радера Маркуса, процитировала представителям евреев «Притчи» царя Соломона: «Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его». Вы думаете, что вам достается от нас? Господь вложил это в сердце царя».
Беспощадный враг еврейского народа Адольф Гитлер тоже считал, что исполняет волю Божью. В своей книге «Майн кампф» он писал: «Вечная природа неумолимо мстит за нарушение ее приказов. Поэтому сегодня я верю, что действую в соответствии с волей Всемогущего Создателя: защищаясь от евреев, я борюсь за дело Господа».
Мы потеряем поколение, если не всю еврейскую жизнь
Евреи стали настоящим народом у подножия горы Синай, когда обязались объединиться «как один человек с одним сердцем». Тогда же стала понятна и их миссия - распространить это единство во всем мире, что и означает быть «светом для народов мира». «Цель народа Израиля - объединить мир в единую семью» - так кратко сформулировал роль еврейского народа рав Кук.
Вот почему каждому серьезному поражению евреев предшествовал период отхода от единства. Вместо того чтобы подавать пример сплоченности, мы являли собой образец раздробленности и взаимной ненависти.
За это нас всегда и преследовали другие народы. Мы же интерпретировали их нелюбовь к нам как антисемитизм.
Сегодня многие евреи вновь отвергают свое наследие, отрицают их историческую роль. Если этот процесс продолжится, он приведет к тем же страшным последствиям, которые наша нация уже испытала бесчисленное количество раз.
Журналистка The Atlantic Эмма Грин опубликовала недавно любопытное эссе, в котором подробно описала различные подходы евреев к межконфессиональным бракам. Из чего стало ясно, какая пропасть разделяет сегодня американских евреев и насколько велико их пренебрежение к своему наследию.
По словам раввина Шмулы Янкловица: «В конечном счете, мы движемся к одному из величайших дроблений в истории еврейского народа».
«Чего в дискуссиях о смешанных браках боятся все, - пишет Эмма Грин, - так это того, что евреи больше не будут одним народом и превратятся в два народа, живущих по совершенно разным стандартам». Ей вторит рабанит Фелисия Сол из консервативного течения иудаизма: «Мы можем потерять не только поколение, но и всю еврейскую жизнь».
И все же я думаю, что мировое еврейство не исчезнет. Как это всегда бывает, незадолго до того, как евреи полностью ассимилируются в принимающей их стране, гостеприимство хозяев сменятся враждебностью.
Так было в Испании, так было и в Германии, но евреи не видели приближающегося конца. Они были слишком довольны, чтобы его заметить. Когда же они очнулись, было уже слишком поздно.
Независимо от наших желаний, евреи никогда не становились частью местной культуры. Их моральные стандарты всегда были и всегда будут выше стандартов других народов. Так уж получилось, что они заданы в Торе много веков назад.
Другое дело, что не все евреи их придерживаются. Ну так для этого существуют организации типа ООН, которые с завидной регулярностью принимают осуждающие нас резолюции. Правда, мы заблуждаемся насчет причин этих резолюций, полагая, что они выносятся по неким политическим или экономическим соображениям.
На самом деле евреи всегда обвинялись и будут обвиняться во всех грехах мира не потому, что они неправы, а потому, что не действуют правильно - не несут народам мира «свет» единства. Об этом всегда писали все еврейские мудрецы, к которым мы, к сожалению, не прислушиваемся.
«Все зависит от сынов Израиля. Когда они исправляют себя, все творение следует за ними», - пишет Йеуда Арье Лейб Алтер в книге «Сфат Эмет».
«Через вас (народ Израиля) искры очищения будут переданы всем народам мира, объединив их в единое целое», - обращается к нам Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) в статье «Поручительство». - А пока не готовы к этому остальные народы мира, вы станете избранными из всех народов».
И действительно, евреями мы становимся только тогда, когда руководствуемся принципом, на котором наш народ и сформировался, - «возлюби ближнего своего, как самого себя». Когда же мы отвергаем его и начинаем Великое Противостояние, препираясь, кто из нас лучший еврей, мы перестаем быть евреями и начинаем двигаться к гибели.
И потому сегодня (особенно сегодня!) наш долг как евреев - прийти к единству, поднявшись над всеми разногласиями. Потому что, как заметили еще древние римляне, именно в нашем единстве заключается наша сила.