Вторая Катастрофа? Всё зависит от нас
По европейским кампусам разносится призыв отменить мероприятия Дня Катастрофы, в американских кампусах демонстранты требуют бойкота Израиля. В час, когда BDS обретает легитимность в массовом восприятии, самое время задаться вопросом о том, как избежать нового Холокоста.
Я родился в 1946 году в Витебской области, где за годы войны сгинуло великое множество евреев. Ужасы, выпавшие на долю нашего народа, отпечатались во мне с детства и сопровождали на протяжении всей жизни. Для меня День Катастрофы – это не только национальный траур в память трагических событий прошлого, но и грозное предупреждение о будущем, которое может стать явью.
Сегодня ненависть, обрушившаяся на евреев в прошлом веке, снова омрачает горизонт. Нет, это уже не одинокие крапинки среди ясного неба, а зловещие тучи, подкрадывающиеся всё ближе.
Многие ошибочно полагают, что ненависть к евреям родилась в фашистской Германии тридцатых годов. На самом деле речь идет о явлении с более чем трехтысячелетней историей. Наука каббала досконально описывает его причины и указывает на их общий корень – события у горы Синай.
Само это название олицетворяет ненависть (синá), раскрывшуюся в народе Израиля и потребовавшую подъема к единству. С давних времен евреев подводила рознь внутри народа, но в тот раз она горой нависла над нами. И все же мы справились, преодолели раздор с помощью методики объединения под названием «Тора».
Наш дом
С тех пор народы мира продолжили свое естественное развитие, а евреи пошли через невзгоды историю своим уникальным путем, держа курс не на материальные, а на духовные ценности, символом которых стал Первый Храм.
Однако в те времена огромное отличие народа Израиля от остальных не делало его изгоем. Многие неевреи и потомки прозелитов приходили в Иерусалим, чтобы изучать науку единения. Некоторые из них – такие как Онкелос и рабби Акива – даже становились ведущими мудрецами и законоучителями.
В этом и состояла роль народа Израиля: реализуя принцип любви к ближнему, как к себе, мы были «светом для народов» («ор ле-гоим»), проводили в мир позитивный потенциал, служили для всех примером единства. Путь был нелегок, изобиловал перепадами, но мы держались друг друга, не разрывали общую взаимосвязь, снова и снова поднимались над разобщением.
А затем произошел крах. Эгоистический порыв оказался столь велик, что разметал нас в разные стороны и сбросил с былой высоты. Тогда, отказавшись от своей задачи, мы предпочли стать как все, взаимному поручительству предпочли личную выгоду.
И ненависть, отдалившая нас друг от друга, вырвалась на волю. По сути, мы сами заразили ею мир, заменив положительный пример отрицательным, впрыснув яд во всё то, что раньше нацеливало людей на сплочение.
Этот яд отравленных надежд потек наружу – и народ Израиля впервые познал ненависть мира. Теперь остальные народы – пускай безотчетно – требовали от него вернуть источник блага, который подпитывал их когда-то. Но евреи уже погрузились в междоусобицу и не могли никому помочь. В результате Первый Храм был разрушен, и нас вышвырнули из земли Израиля.
Спустя семьдесят лет, в вавилонском изгнании мы сумели объединиться заново, вернулись и построили Второй Храм, второй Дом своего единства. Пока оно пронизывало наши отношения, Храм стоял крепко, служа человечеству ценностным ориентиром, духовным маяком. Но и он не выдержал штормовых ударов вражды. С годами наше единение покрывалось трещинами, и мы не заделывали их. Любовь угасла, а ненависть, наоборот, разгорелась с новой силой, и народ разделился на непримиримые лагеря, не умевшие и не желавшие разрешать свои конфликты.
Зато их очень «эффективно» разрешили завоеватели. От этого повторного крушения мы не можем оправиться до сих пор.
Осколки народа
Находясь в изгнании по отношению к состоянию единства, народ Израиля на протяжении двух тысяч лет был лишен связи с истоками и совершенно забыл о своем предназначении, о своей роли в мировой истории.
А тем временем страны и народы подвергали его гонениям, унижали и уничтожали его по мере сил. Несмотря на все свои достижения, евреи иррациональным образом стали презренны, превратились в отверженных. Мир открыл для себя новое «развлечение» – бичевать раздробленный, рассеянный народ.
Принимая самые разные формы, антисемитизм набирал силу, но подоплека оставалась всё той же. Вот что пишет один из виднейших его представителей – Генри Форд:
Человечество имеет полное право требовать от еврея, чтобы он прекратил эксплуатацию мира, чтобы перестал чисто еврейские достижения ставить началом и концом своей деятельности. На еврейском народе лежит обязанность исполнить старые пророчества, гласившие, что через него все народы земли будут благословенны.
Часом ранее беды
Накануне Дня Катастрофы публикуется тяжелая статистика, демонстрирующая гигантские масштабы распространения антисемитской чумы. Ненависть к евреям проявляется даже в тех, кто никогда в жизни их не видывал.
Кроме того, в наши дни правила игры изменились, и антисемитизм принимает новую форму ненависти к государству Израиль. Формально мир требует от нас изменить политику, применяя для этой цели бойкоты и санкции со стороны различных организаций. На деле речь идет о той же исконной ненависти, о подсознательной реакции на наше духовное бездействие, о несформулированном, но жгучем требовании силы единства. Ведь именно она необходима человечеству, уже развязавшему две Мировые войны и неуклонно скатывающемуся к Третьей.
Цивилизация в тупике, и ей нечего терять. Несмотря на все старания и уверения, мировой кризис обостряется, втягивая всех в водоворот жестокой вражды. Современные темпы и технологии таковы, что тучи могут за считанные мгновения окутать небосвод и разродиться ураганом – небывалой доселе войной. Кого же сочтут виновным и с кого потребуют ответа? Кому выставят счет за все беды и страдания?
Нет, нам не удастся отсидеться в стороне, как сейчас, во время ближневосточных потрясений. Они – всего лишь первый шквал, предупредительный выстрел новейшей истории, веление времени. Для нас сейчас жизненно важно взглянуть в глаза фактам, какими они выстроились на шкале тысячелетий, и выбраться из иллюзий, из необоснованных надежд на лучшее будущее. Этот оптимизм – сродни вере в чудо. Он спасал нас от отчаяния, но не спасет от меча.
Будущее государства Израиль, судьба еврейского народа зависит от силы нашего объединения. Благодаря ему – и только ему – мы отвратим жуткую угрозу, очистим себе путь, от Катастрофы перейдем к Возрождению.
Уверен, мы способны на это. Добрые перемены – в наших руках.
Источник: ynet от 03.05.2016