Винни Пух и всё-про-всё, глава десятая
Глава 10
в которой Сова с Кроликом пытаются построить коммунизм в Лесу
– Карл у Клары украл кораллы, – бормотал себе под нос Пух, – а Клара у Карла украла кларнет.
– А почему Сова картавит? – тихо спросил Пятачок у Пуха.
– Может быть, все коммунисты должны картавить? – неуверенно сказал Пух. – Или это не Сова, а ворона.
– Нет, это Сова. Ворон в кепке не бывает! – сказал Крошка Ру, вылезая из маминого кармана.
– Дорогой, сов в кепке тоже не бывает, – возразила ему Кенга.
– Но это не простая Сова, а коммунистическая, – объяснил Крошка Ру, и хотя его объяснение не всех удовлетворило, но так как он был самым младшим представителем Вселесного собрания, возражать никто не стал.
Да, это было внеочередное Вселесное собрание. Пришли все! Даже родственники Кролика, Тигра, Кенга с крошкой Ру, ну и, естественно, Пух, Пятачок, ослик Иа и еще много-много обитателей Леса.
После Совы слово взял Кролик.
– Больше так продолжаться не может. В любую историческую эпоху на нашей планете существовал общественный строй. А у нас не поймешь что происходит! Никакого порядка!
– А зачем нам порядок? – спросил Пятачок. – По-моему, нам и так хорошо. И вообще, что значит порядок?
– Без порядка бывает только беспорядок, – сказал Кролик. – И ни к чему хорошему он не приведет. Мы будем строить коммунизм! Я пришел к выводу, что коммунизм – это самый перспективный путь развития нашего Леса.
– И что нам теперь нужно будет делать? – с недоверием спросил Пятачок.
– Товагищ Пятачок, – решила ответить Пятачку Сова. – Разве вы не знаете принципов коммунизма?! – Сова, похоже, устала картавить.
– Вы? – не понял Пятачок. Он посмотрел по сторонам, пытаясь увидеть еще, по крайней мере, одного Пятачка. Отсутствие других Пятачков ввело его в еще большее замешательство.
– Принцип коммунизма: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Что нам нужно делать? Сейчас каждый из вас пойдет домой и принесет сюда все свое имущество. Мы все сложим в одном месте и каждый получит только то, что ему необходимо, а все остальное отдаст другим, действительно нуждающимся в этом, – объяснила Сова.
– А если я не хочу отдавать свое имущество? – спросил Пух, подумав про две банки малинового варенья, которое он сам приготовил и даже сам собирал для него малину! – Я сам собирал ягоды и готовил варенье! Почему я должен его отдавать?!
– В этом и заключается коммунизм, – объяснил Кролик. – У тебя есть способности приготовить варенье, а у других нет. Ты готовишь его для других. Но ты не расстраивайся. Может быть, мы с Совой решим, что кушать малиновое варенье является для тебя жизненно необходимым, и тогда ты получишь его назад. И вообще, ты что, не хочешь стать коммунистом?!
Все посмотрели на Пуха: кто-то с презрением, а кто-то в надежде, что малиновое варенье для Пуха не является жизненно необходимым.
– Я хочу стать коммунистом... – неуверенно сказал Пух.
Через секунду его сомнения уже рассеялись. Ему вдруг очень захотелось стать коммунистом, как все. Пуху вспомнилось, что каббалисты говорят о воздействии окружения. «Вот это да! Даже если ты чего-то не хочешь, под воздействием окружающей среды ты начинаешь этого желать», – подумал Пух.
– Ну вот и чудненько,– сказала Сова. – Если все согласны, то встречаемся на Большой поляне через час. Там у нас будет коммунистический склад.
Прошел час. Большая поляна превратилась в Большой склад. Чего там только не было! Мед, варенье, книги, воздушные шарики, пуговицы, очки, зеркало, кепка и еще очень много чего. Невозможно было сделать шаг, не наступив на какой-нибудь предмет. Сова стояла с ручкой и листом бумаги и записывала все, что принесли будущие коммунисты. Последними пришли родственники Кролика.
– «Марковка, трицать штук», – записала Сова. – Все, начинаем строить коммунизм. Сейчас мы с Кроликом решим, как нам все это поделить.
Сова с Кроликом отошли в сторону и о чем-то очень долго спорили. Наконец они пришли к соглашению. Сова развернул список.
– Ослик Иа, – зачитала Сова первое имя в списке.
Ослик радостно сделал шаг вперед.
– Ты получаешь книгу о вкладе осликов в развитие экзистенциализма в мировой философии. Вот твоя книга, – сказала Сова.
– Но зачем мне эта книга?! Что мне с ней делать? Я же не умею читать! И вообще, почему вы решили, что она для меня жизненно необходима? Не буду же я ее есть.
– Вот только не нужно нам тут эти сцены устраивать. Читать научишься. А если захочешь кушать, мы дадим тебе морковку, – назидательно сказал Кролик. – Сова, давай продолжим.
– Но я не люблю морковку. Я питаюсь чертополохом, – попытался возразить Иа.
– Следующий... – Сова сделала пауза. – Пух.
Все захлопали в ладоши, а Пух вышел вперед, уже не надеясь на благосклонность судьбы и коммунистов.
– Пух, ты получаешь очки, – скомандовала Сова.
– Зачем мне ваши очки?! Как вы вообще можете оценить, что мне нужно?! – не выдержал Пух.
– Да. Как вы вообще можете оценить, что ему нужно? – спросила Кенга. Несмотря на то что она надеялась получить малиновое варенье для своего Крошки Ру, ей стало жалко Пуха.
– Да. Как вы вообще можете оценить, что нам нужно? – хором закричали все, включая родственников Кролика.
Кролик задумался, затем взял свой странный «Капитал» и углубился в чтение. Все ждали, затаив дыхание. В эти минуты решалась дальнейшая судьба варенья, морковки, пуговиц и всех жителей Леса.
– Хорошо, – сказал наконец Кролик. – Может быть, вы и правы. Действительно, получается, что мы не можем залезть в голову Пуха, например, и посмотреть там, что ему требуется. Может быть, ему варенье нужнее очков.
– Что же мы будем теперь делать? – спросила расстроенная Сова. Она очень не любила признавать свои ошибки, тем более когда на нее смотрели все жители Леса.
– Коммунизм у нас, похоже, построить не получилось. Значит, мы будем строить социализм, – сказал Кролик.
– А при социализме тоже нужно что-то отдавать и получать за это очки? – поинтересовался Пятачок. Ему очень хотелось вернуть свои воздушные шарики.
– Социализм отличается от коммунизма. Его принцип: «от каждого по способностям... – начал объяснять Кролик.
– Это мы уже слышали, – перебил Кролика Иа. – Если бы ты мог заглянуть мне в голову, ты бы увидел там, что память у меня хорошая и я не люблю морковку.
– Ты же не дослушал, – обиделся Кролик. – «От каждого по способностям – каждому по труду».
– Ура! – радостно закричал Пух и схватил свое варенье с медом.
– По-моему, ты рано начал радоваться, – предположил Иа и оказался прав.
– «От каждого по способностям – каждому по труду» – означает, что теперь тебе нужно будет готовить не две, а четыре банки варенья: две для себя и две для других, – сказал Кролик. – Ведь только ты способен приготовить для нас малиновое варенье. С другой стороны, мы знаем что если ты постараешься то сможешь обеспечить вареньем и себя, и нас.
– Ура! – на этот раз радостно закричала Кенга.
– Ура! – подхватил Крошка Ру.
– Не ура! – испортил им праздник Пух. – Тут у нас опять возникает небольшая проблема.
– С социализмом точно не может быть проблем! – возразила Сова. – Подумай хорошенько, прежде чем что-то сейчас говорить. Наверняка ты что-то перепутал.
– Я ничего не перепутал. Это вы все перепутали, – сказал Пух. – И знаете почему? Потому что вы не берете в расчет один самый главный фактор – эгоизм. Как вы можете определить «от каждого по способностям»? Допустим, что я лентяй по своей природе, и ничего с этим не поделаешь. Я могу приготовить банку варенья за час. Если бы этим занимался кто-то другой с такими же способностями как мои, но не лентяй, ему бы потребовалось полчаса. А если, например, мы бы взяли кого-то очень прозорливого и любящего работать, но не имеющего способностей, ему бы понадобилось два часа. И теперь вопрос. Как мы можем делать все эти расчеты за кого-то, если даже он сам не может учесть всех нюансов своей природы? Каббала называет это категорией правды, то есть идеальным состоянием, которого мы в данный момент просто не в состоянии достичь.
Правило двенадцатое
Каббалисты говорят нам, что поскольку человек является частью общества, он обязан выполнять законы общества, в котором живет, то есть получение и отдача. Идеальным состоянием было бы подобие живому организму, в котором каждая клетка выполняет свою работу и получает минимум для своего существования (иначе, клетка становится раковой). Каббалисты называют такое состояние категорией правды, то есть индивидуум отдает и полностью выполняет возложенную на него обществом функцию и получает от общества свою часть по справедливости. Категория правды является единственной реальной основой, но поскольку в данный момент существуют практические сложности проверки и оценки категории правды, она была заменена человечеством тремя категориями: милосердие, справедливость и мир.
– Да, наверное, ты прав, Пух, – с грустью согласился Кролик и тяжело вздохнул. – Теперь я понимаю почему развалился Советский Союз. Они пытались построить общество на основе категории правды, но так как сами они были неисправлены, то это было не что иное, как попытка использовать правду эгоистически. Ничего удивительного, что все развалилось. Мой дедушка жил в Советском Союзе. До сих пор помню его рассказы об очередях за морковкой.
– А мой дедушка вообще был невыездной, – сказал Пух. – Жил в зоопарке. А ведь это была страна с богатейшими природными и человеческими ресурсами, и идея была правильная – отдача. Но они пытались использовать эту отдачу в своих корыстных целях, а это против главного закона природы – закона отдачи, поэтому природа все разрушила.
Правило тринадцатое
Исследуя мироздание, каббалисты обнаружили, что главным законом, главной силой природы является отдача, которая противоположна человеческой природе – эгоизму. Изначально человек был создан этой силой. Исправляя себя, т.е. свою эгоистическую природу с помощью методики каббалы, человек становиться подобным высшей силе. А поскольку в духовном подобные объекты неразделимы, человек сам становится высшей силой, получая все ее возможности и неограниченное наполнение. Зачем природе нужно было изначально создавать человека противоположным себе? Чтобы, изменив себя, он смог сознательно прийти к цели творения – подобию высшей силе природы.
– Так как же им нужно было использовать эту отдачу? – спросил один из родственников Кролика.
– Они должны были использовать отдачу, чтобы уподобиться природе, стать интегральной частью природы, как клетка в организме, – ответил Пух.
– Как же нам все-таки построить коммунизм, ну или хотя бы социализм? – Сова никак не могла успокоиться.
– Очень просто. Нужно исправить себя, свою эгоистическую природу. Тогда все станет намного проще и правильнее, – сказал Пух.
– И лучше! – добавил Пятачок.
– А ты откуда знаешь? – недоверчиво спросила Сова.
– Сегодня категория правды заменяется категориями милосердие, справедливость и мир, а это обман, – продолжил Пух, не дожидаясь ответа Пятачка.
– Как это милосердие и справедливость могут быть обманом! – рассердился Иа.
– А по-моему, это и ребенку понятно, что обман, – сказала Кенга, потому что у нее был ребенок.
– Да, это и мне понятно, – радостно закричал и запрыгал Крошка Ру.
– Если ты такой умный ребенок, может, объяснишь мне, – сказал Иа, продолжая сердиться, что всем кроме него все понятно.
– Во-первых, новое поколение всегда более развито, чем предыдущие, потому что в его внутренних свойствах заложены знания предыдущих поколений, – успокоил его Крошка Ру, но тот совсем не успокоился. – Сегодня маленькие дети намного лучше справляются с компьютерами и мобильными телефонами, чем их дедушки и бабушки и даже родители.
– Дорогой, что такое мобильный телефон? Где ты этого нахватался? Ты бы лучше учился прыгать как я, – назидательно сказала Кенга. – Все, идем домой, тебе нужно спать.
– Не хочу спать, хочу играть в «Цивилизацию» или «Дум», и вообще, мне нужно в блоге добавить несколько постов, – послышался отдаляющийся голос Крошки Ру.
– Так мне кто-нибудь ответит, почему милосердие и справедливость – это обман? – спросил Иа.
– Я тебе отвечу, – сказал Пух. – Поскольку категория правды в обществе не выполняется, общество делится на слабых и эксплуатируемых, которых большинство, и сильных и удачливых (по своей природе, естественно), которых меньшинство. Основы существования общества обязывают сильных и удачливых помогать слабым, чтобы не нанести вреда обществу в целом. Поэтому они относятся к слабым снисходительно, то есть милосердно и с состраданием.
Так как количество слабых и обездоленных намного больше количества сильных, управляющих миром, то слабые начинают представлять для них угрозу. Это приводит к столкновениям и раздорам, и это послужило причиной появления категории «мир».
– Похоже, что до коммунизма нам еще далеко, а может быть, и не очень далеко... – с грустью и надеждой сказал Кролик. – А пока разбирайте свои вещи. Мы возвращаемся к нашему беспорядку.
Интересная интерпретация правда без оригинала наверное все равно не разберёшься?