Тора дана не ангелам
Тора послужила основой для создания всех основных религий и споры о ней не утихают до сих пор. Многие ищут в ней тайный код, раскрыв который, человечество обретет наконец долгожданное счастье. Другие стремятся раскрыть с ее помощью Божественные тайны…
Изучение Торы - это не то, что вы думаете
В наше время отношение к изучению Торы стало очень неоднозначным. У светских людей изучение Торы ассоциируется с ортодоксальными верующими, одетыми во все черное, которые раскачиваются над книгой. Однако изучение Торы - это совсем не то, что под этим обычно понимают.
Как говорят каббалисты, Тора - это программа всего мира. Система, которая управляет нашей вселенной и всеми нами выше времени, движения, пространства. Поэтому занятие Торой означает изучение того, как устроен мир, как он действует, какая программа им управляет, продвигая и развивая нас, как человек должен участвовать в работе этой программы.
Если человек получает доступ к этой программе, то может изучить ее и с ее помощью исправить себя, приведя в соответствие всему миру и общей системе природы. Природа называется Творцом, поэтому истинное изучение Торы - это познание всей безграничной природы, включающей в себя все мироздание.
И это познание стремятся получить не ради пустого любопытства, а чтобы включиться в работу этой системы. Ведь, несмотря на то, что мы находимся внутри системы, нам дана некоторая свобода воли и возможность исправить себя, приведя в соответствие системе.
Вход в систему Высшей природы
Если я изменяю свою природу и подстраиваюсь к системе, то начинаю входить в нее и понимать. Из обычного человека, живущего на этой небольшой планете ограниченное число лет, я превращаюсь в поднимающегося по духовным ступеням. Мне становится понятна вся природа, ее программа, процесс развития, бесконечность и вечность, присущие природе.
Кроме ощущений в телесных органах чувств на животном уровне, я могу развить в себе систему, подобную всей всеобъемлющей природе, которая называется "душа". Поэтому изучение Торы - это не простое изучение книги, а работа над изменением себя и подъем на ступень более высокую, чем наша сегодняшняя.
Благодаря этому я получаю возможность видеть все мироздание на неограниченное расстояние, вне времени, движения и пространства. Я узнаю состояния, предваряющие возникновение нашей вселенной, начало ее развития и конечный итог, к которому она должна прийти.
Я вижу себя в ней - ту вечную часть во мне, которая все время перевоплощается, и понимаю, как она меняется и как помочь ей развиваться наилучшим образом. А также я понимаю, как можно повлиять на всю реальность, на весь мир, на всех людей, и особенно на народ Израиля, чтобы все развивались хорошо и правильно.
Сегодня мы непрерывно страдаем от ударов природы, которая подталкивает нас к развитию острыми уколами, что называется путем страданий, в естественном течении времени. Но вместо этого мы можем заранее сами стремиться к развитию, видя свое будущее состояние и продвигаясь к нему добрым путем. Это называется путем "ускорения времени" (ахишена).
Выходит, что изучение Торы предполагает раскрытие в окружающей природе особых сил, за счет которых я и все человечество можем развиваться прекрасным путем к чрезвычайно возвышенной цели, находящейся выше времени и пространства, и позволяющей всем достичь бессмертия и совершенства.
Как видите, это не имеет ничего общего с тем изучением Торы, которое нам знакомо.
Четыре ступени познания
Изучение Торы часто представляют себе как простое изучение текста книги. Но надо понимать, о чем говорится в ее повествованиях. И их ни в коем случае нельзя воспринимать в обыденном смысле, как исторические рассказы. Это код, который нужно расшифровать.
В Торе есть четыре ступени понимания материала: "пшат-рэмез-друш-сод" (простое повествование, намек, иносказание, тайна). И расшифровать код Торы может каждый. Правда, для этого ему нужно изменить себя, развить и расширить свой разум и чувства. Тогда он раскроет, о чем действительно написано в Торе.
Ведь, как сказано, Тора была дана не ангелам. Она нужна человеку, стремящемуся постичь смысл своего существования. И если изучать Тору правильно, то она сама подготовит нас к ее пониманию.
Раби Акива, великий каббалист, учеником которого был автор Книги Зоар Шимон бар Йохай, говорит: "Люби ближнего своего, как самого себя - это великое правило Торы".
И потому продвигаясь к любви к ближнему, по мере расширения в себе этой любви, мы начинаем понимать Тору на все большую глубину. И реальность, в которой мы живем, предстает перед нами во все более широком, глубоком и многогранном виде.