Почему мы желаем то, что желаем
Избранные фрагменты из книги М. Лайтмана "Постижение высших миров"
От рождения, то есть от появления в этом мире, сердце человека занято только заботой тела, только его желаниями оно наполняется и живет.
Но есть в глубине сердца, в глубине желаний так называемая внутренняя точка (некуда ше ба лев), скрытая за всеми мелкими желаниями, не ощущаемая нами - потребность духовных ощущений. Эта точка является частью самого Творца.
Если человек сознательно, волевыми усилиями, преодолевая пассивность тела, ищет пути сближения с Творцом, то эта точка постепенно заполняется добрыми и чистыми желаниями и человек постигает Творца на первом духовном уровне, уровне мира Асия.
Затем, пройдя в своих ощущениях все ступени мира Асия, он начинает ощущать Творца на уровне мира Ецира и т.д., пока не достигает высшей ступени - постижения Творца на уровне мира Ацилут. И каждый раз эти ощущения он испытывает в той же внутренней точке своего сердца.
В прошлом, когда его сердце было под властью желаний тела, то есть точка в сердце не получала совершенно никакого ощущения Творца, он мог думать только о желаниях, о которых тело заставляло его думать, и соответственно желать только того, чего желало тело. Теперь же, если просьбами и требованиями к Творцу о своем духовном продвижении он постепенно заполняет сердце чистыми, свободными от эгоизма желаниями и начинает получать ощущение Творца, в нем рождаются мысли и желания, свойственные данной духовной ступени.
Таким образом, всегда человек желает только то, что заставляет его желать то духовное влияние, которое он получает от ступени, на которой находится.
Исходя из этого ясно, что человек не должен стремиться сам изменить свои мысли, а должен просить Творца изменить их, так как все наши желания и мысли являются следствием того, что мы получаем, точнее, в какой степени мы ощущаем Творца.
Применительно ко всему творению ясно, что все исходит от Творца, но сам Творец создал нас с определенной свободой воли, и эта возможность распоряжаться своими желаниями появляется только у постигающих ступени миров Асия, Брия, Ецира, Ацилут. Чем выше человек поднимается духовно, тем выше его степень свободы.
Процесс развития духовной личности для большей наглядности можно сопоставить с развитием материальной природы нашего мира.
Поскольку вся природа и все мироздание представляют собой только одно, но личное по величине в каждом создании желание самонаслаждения, то по мере увеличения этого желания появляются в нашем мире более развитые существа, поскольку желание заставляет работать мозг и развивать интеллект для удовлетворения своих потребностей.
Мысли человека всегда являются следствием его желаний, следуют за его желаниями, направлены только на достижение желаемого и ни на что более.
Но вместе с тем есть у мысли особая роль - с ее помощью человек может увеличить свое желание. Если будет постоянно углублять и расширять мысль о чем-то и постоянно возвращаться к ней, то постепенно это желание начнет возрастать по сравнению с другими желаниями.
Так что, человек может изменить соотношение своих желаний: постоянными мыслями о желании он в состоянии сделать из малого желания большое, настолько, что оно начнет довлеть над всеми остальными желаниями и определит саму суть человека.