Один народ?
В один из самых драматических моментов нашей истории стояли наши праотцы перед горой Синай – горой ненависти (на ивр. «сина»), которая встала между ними. Им требовалось выбрать: объединиться, или же быть погребенными здесь. Они выбрали объединение и предстали перед этой горой как один человек с одним сердцем. Но где они, и где мы?…
Последние выборы выплеснули на улицы всю силу межэтнической и социальной розни и раскололи наше общество на «периферию» и «центр». Протест эфиопской общины показал, что даже такой малочисленной общине надоело. Экономический кризис на юге страны, на который долгие годы никто не обращал внимания, вырвался наружу колоссальной забастовкой, а взаимная ненависть, уже давно захлестнувшая наших народных избранников, перешла всякие границы.
Каждое такое событие – словно стрела, вонзившаяся в сердце нашего народа, которое вскоре перестанет биться, если все это будет продолжаться такими темпами. И возникает только один вопрос: сколько времени мы еще сможем здесь продержаться как народ?
Очень грустное зрелище – видеть как мы, находясь на перепутье, каждый раз выбираем зло, разобщение и ненависть, вместо того чтобы выбрать добро – объединение между нами. Все говорит о том, что мы не извлекаем уроков из своей истории. Ведь всегда, когда мы были сплочены, мы процветали материально и духовно. А когда «набирало обороты» наше эго, рушилось общество и морально разрушались мы сами.
Беспричинная ненависть привела к разрушению Храма, а также к смерти тысяч учеников Рабби Акивы, о которых мы скорбим в дни отсчета Омера. Та же ненависть терзает нас и сейчас, и страшно подумать, какие потрясения нам придется пережить, чтобы вернуться к своим истокам и объединиться между собой!…
А с другой стороны, создавшаяся ситуация не может не радовать, потому что только когда человек обнаруживает, что существует в состоянии разобщения, ему становится нужна Тора. Ведь что такое Тора? По мнению каббалистов, Тора – это не древняя книга, описывающая историю нашего народа. Корень слова «тора» — «ор», что в переводе с иврита означает «свет».
Это сила, которая способна исправить связь между нами и обратить ненависть в любовь. Ведь неспроста изрек Рабби Акива, что возлюби ближнего, как самого себя, — это великое правило Торы. И неспроста сынам Израилевым стала нужна Тора у горы Синай — только после того, как раскрыли существующую между ними ненависть.
Сегодня, глядя на то состояние, в котором находится наше общество, кажется, что, в конце концов, мы тоже совершили это открытие. Мы так же стоим перед этой «горой» ненависти, и выбор за нами: быть погребенными под ней, или же вместе искать Тору – ту силу, что кроется внутри связи между нами.
В общественных дискуссиях, в кругах по объединению народа, которые организуются по всему Израилю, в школах, а главное — в СМИ центральной темой должно стать объединение нашего общества. Иначе здесь будет место нашего погребения.