Об антисемитизме, поручительстве и празднике Шавуот
Одна из самых непопулярных и вызывающих всеобщее недовольство причин – невыполнение еврейским народом особой миссии – быть примером для всего человечества.
Прежде всего, с этим не согласны сами евреи и это по-человечески понятно. Кому хочется быть примером для всех, да еще не известно в чем.
Кроме всего прочего, о каком примере можно говорить, когда главный законодательный документ – Тора – наполнена примерами братоубийственных войн, интриг, заговоров, бунтов и других безобразий. Казалось бы, на этом можно поставить точку, но оказывается не все так просто.
Дело в том, что события, связанные с получением самой Торы, при ближайшем рассмотрении выводят версию о тесной связи понятий «богоизбранность» и «антисемитизм» на совершенно другой уровень.
Начало всему положил один беспрецедентный и в то же время малоизвестный факт – еврейский народ согласился на совершенно необъяснимый и неестественный поступок под названием поручительство.
Известный каббалист 20-го века, автор комментариев на Книгу Зоар, Бааль Сулам, так комментирует это событие:
После того, как весь народ согласился, и как один воскликнули: «Сделаем и услышим», – ведь тогда каждый из народа Израиля сделался ответственным за то, чтобы никто из народа ни в чем не нуждался, – только тогда стали они пригодны для получения Торы и не раньше. Ведь это всеобщее поручительство освободило каждого от любых забот о потребностях своего тела…
В чем здесь парадоксальность, а точнее, невероятность этих действий?
Как известно, все познается в сравнении. Что нам известно о том, что происходило в других регионах в ту далекую эпоху?
О Египте, из которого ушли тогда евреи, мы наслышаны. Если коротко – жесткое правление фараонов, жрецы, рабы, пирамиды, мумии. О Западной Европе говорить особенно нечего. Дикие племена разгуливают по первозданным лесам и воюют между собой с переменным успехом.
На предшественнице современной цивилизации – Древней Греции – стоит остановиться. Здесь расцветают культура, искусство, науки и демократия. Военные столкновения тоже бывают – вспомним легендарную Троянскую войну. Однако этот вооруженный конфликт совсем не сродни сегодняшним примитивным агрессиям за территорию и/или углеводородные ресурсы. Здесь правит бал «высокая идеология».
Причина этой войны – любовь, а не жалкие меркантильные интересы. Некоторые фрагменты этой эпопеи прочно закрепились в современной культуре. В честь Троянского коня – боевой машины античного спецназа, изобретенной хитроумным Одиссеем – в 21-ом веке была названа одна из самых вредоносных компьютерных программ.
С древними европейцами, египтянами и греками все понятно. По большому счету люди так, или почти так, живут и поныне. Древних евреев такой образ жизни почему-то не устраивал…
После Исхода из Египта весь народ со всем своим скарбом уже много дней идет по безводной пустыне навстречу Обетованной земле. На пятидесятый день возле горы Синай 600 000 мужчин, окруженные женщинами, стариками и детьми, решаются на небывалый шаг. Они принимают на себя обязательства, которые, по сути, не могут взять на себя даже родные братья. Единогласно и одновременно все поручаются за каждого, а каждый за всех! Как и почему они на это решились – тема для отдельного разговора, между тем сам факт произошедшего поражает.
Всенародное, единогласное согласие поручиться друг за друга совершенно не вписывается ни в какие рамки и нигде не тиражируется. Ни тогда, ни сейчас. А ведь это событие по уровню нереальности стоит гораздо выше нашествия инопланетян.
Вернемся в наше благословенное смартфонами время.
По большому счету институт поручительства достаточно известен и работает кое-где и сегодня. Скажем, в банках для получения ссуд. Однако даже в этом случае идет речь о считанном количестве поручителей и ограниченном временном периоде. Тогда возле горы Синай условия принятия поручительства были совсем иными:
…если часть народа не захочет исполнять поручительство, а останутся погруженными в любовь к самим себе, то тем самым и остальных вынудят оставаться погруженными в эту грязь и низость, без какой бы то ни было возможности выбраться из этого мерзкого положения.
Евреи хотят быть как все, и говорят, а некоторые даже верят, что они действительно как все. Пусть будет так. Вместе с этим, сам факт принятия поручительства говорит о том, что евреи хоть и ненадолго, но все же были на таком уровне объединения, на который с тех пор никто, в том числе и они сами, не сумели подняться. Почему-то кажется, что если бы еврейский народ сумел вернуться к таким взаимоотношениям хотя бы в самой малой мере, тогда, возможно, многое в нашем мире выглядело совсем по-другому…
В честь тех уникальных событий был учрежден праздник Шавуот. История появления и церемониальная часть праздника были всегда и хорошо известны. Между тем один из основных посылов праздника – феномен принятия поручительства – остается на втором плане и не получил, к сожалению, должной оценки по сегодняшний день.