На обломках стены иллюзий
Еженедельник «Макор Ришон» рассчитан на мыслящую, интеллектуальную аудиторию, для которой неприемлема идеология другой аналитической площадки – «Ха-Арец». Можно назвать его «консервативным» или «правофланговым», однако на деле, когда речь заходит о темах, достаточно удаленных от политики, «Макор Ришон», подобно прочим израильским изданиям, способен поставлять просто интересные, познавательные для всех статьи.
И все же такого я от него не ожидал.
По большому счету, каббала до сих пор остается темной лошадкой для журналистского сообщества. Рассказывают о ней, как правило, по заданию редакции либо по заказу различных интересантов. Корреспондент, отправляющийся «на вылазку» в каббалистический центр, в целом, заранее представляет себе характер, направленность, а то и содержание будущей статьи.
Однако на этот раз все было не так. В первых же строках своего репортажа Йегуда Ифрах подчеркивает, что случайно узнал о международном каббалистическом конгрессе в «Ганей тааруха» и отправился туда анонимно, не предупредив организаторов. Отправился, чтобы посмотреть на все собственными глазами. Что же он увидел?
Первый контакт
Прежде всего, Ифрах отмечает, что мероприятие оказалось совсем не таким, как другие съезды аналогичного формата. В глаза ему сразу бросился высокий накал, внутренняя мобилизованность участников. И что удивительно, это не вызвало в нем неприятия или отторжения.
С другой стороны, «экзотика» происходящего не особого впечатлила бывалого корреспондента. Тысячи людей в огромном павильоне, бурная деятельность вокруг него, ведущие израильские политики, которые естественным образом «тянутся к силе», – все это автор описывает спокойно, а то и иронично.
Гораздо интереснее для Ифраха познакомиться, пообщаться с присутствующими. Понять, чтó ими движет. Подсев к одному из столиков, он заводит разговор с первой попавшейся парой. И – о чудо! – выясняется, что перед ним не фанатики, не сектанты и даже не верующие. Попытка «раскрутить» их на предмет религиозности или антирелигиозности не достигает успеха. Они «не в теме». Каббалу они называют «наукой, а не религией». И, в целом, оказываются нормальными людьми, которые серьезно изучают науку каббала.
Одним мифом меньше.
Тем временем политики завершают свои высокопарные речи, и на сцену выходит рав Лайтман. Тут Ифраха поджидает новый сюрприз:
Этот человек лишен всякой харизмы. Он не витийствует с жаром, не размахивает руками, не строит искусных или замысловатых предложений и не играет на чувствах, а просто говорит то, что хочет сказать.
Еще один удар по стене иллюзий.
Тет-а-тет с каббалистом
«Поварившись в соку» каббалистического конгресса, Ифрах договорился об интервью и через неделю приехал в Петах-Тикву, где находится центр организации «Каббала ла-ам». Здесь работают две телестудии, снимающие и транслирующие программы для кабельного телевидения, действует книжное издательство, система онлайн-курсов и многое другое. Экскурсия по зданию весьма информативна, но любопытнее всего для Ифраха намерения «хозяев поля»:
Впечатление у меня было такое, что им очень важно рассеять туман, снять завесу и разрушить стереотип таинственнейшего из тайных обществ, свойственный подчас организациям такого рода.
Как «инсайдер», скажу, что каждый раз заново умиляюсь неосведомленности израильтян относительно того, что уже десятки лет находится у них под самым носом. Поистине, мы все живем в параллельных мирах, порой вообще не соприкасающихся друг с другом.
Сколько усилий было приложено, чтобы развенчать мифы о каббале, сколько денег – далеко не спонсорских – было потрачено на то, чтобы открыть ее нараспашку, и все равно о «каббалистах» судят обычно по слухам, а столкнувшись лицом к лицу, смотрят на них с детским удивлением. Телеканал запущен девять лет назад, в интернете израильские и зарубежные учебные группы – как на ладони, сотни тысяч книг выпущены на разных языках, однако стена держится до последнего.
И потому надо отдать должное Йегуде Ифраху: он все-таки сумел совместить законное недоверие с любознательностью, а поверхностные знания – с погружением.
Нет, он вовсе не доброжелателен к раву Лайтману и его ученикам – зато не смотрит свысока и не рубит сплеча. Он даже выполняет «домашнюю работу» – отыскивает особо провокативные цитаты в книгах «Каббала ла-ам» и безжалостно вырывает их из контекста, так что выходит нечто фантасмагоричное.
Но потом он задает Лайтману далеко не глупые и не наивные, а напротив, резонные, обдуманные вопросы о методике каббалы, о ее взаимоотношениях с религией, о ее взглядах на общество и власть. И, само собой, не забывает о политике.
Результат, конечно, неоднозначен, а ответы порождают новые вопросы, но это нормально. Общую картину сложно набросать отдельными мазками. Тем не менее, несколько штрихов легли на полотно, словно приглашая других «художников» продолжить начатое.
Не остановимся на достигнутом
В целом, Ифраху удалось то, на чем многие «засыпаются», – открыть дверь, окинуть беглым взглядом нечто новое и не отвергнуть его с порога.
Правда, есть в его статье несколько ляпов, иногда смешных, а иногда вводящих в заблуждение. Например, он пишет, что снятие ограничений на массовое изучение каббалы началось еще в первой половине прошлого века. На самом деле каббала перестала быть «тайной наукой» немного раньше – в конце XV столетия, о чем каббалисты написали прямым текстом без всяких обиняков. Вообще, «историческая часть» – не самое сильное место в статье Ифраха.
Зато выхваченные, высвеченные им моменты очень ярки и нетривиальны. Особенно любопытен каббалистический анализ советского эксперимента по внедрению социализма в отдельно взятой стране. Объясняя это фиаско, Лайтман просто и емко описывает социальные воззрения каббалы с их глубочайшим подтекстом. Одна фраза замечательно подытожила его суждения:
Социализм должен выстраиваться как следствие исправления человека и его воспитания, а не наоборот.
Вместе с тем, не забывает Ифрах и о материальных вопросах, связанных с маасером и финансированием организации. По этому предмету его домашнее задание выполнено на отлично:
Согласно Государственному регистратору, ассоциация "Каббала ла-ам" отчитывается об имуществе в объеме порядка 50 млн шекелей, однако обладатели пяти наивысших ставок получают зарплаты в размере от 108 до 187 тыс. шекелей в год – без всяких сомнений, скромно.
Общий вывод Ифраха по итогу всего, что он увидел и услышал: да, это действительно классическая каббала.
Так просто – но как же сложно было к этому прийти…
В конечном итоге, статья оставляет впечатление недоконченности, недоговоренности. Мы словно стоим на обломках разбитой стены, под ногами у нас груда штампов и ярлыков типа «политики», «религии», «сектантства», «апокалиптичности», «антидемократичности» и пр. Но мы еще не оторвали от них взгляда, еще не подняли голову.
Ничего страшного. Почти все в нашей сознательной жизни, прежде чем занять свое место, было когда-то новым и непривычным.