Михаэль Лайтман: Как я встретился с каббалой
Я попросил, чтобы мне поставили камеру, звук я уже умею сам на себя навешивать. Попросил, чтобы меня не беспокоили, чтобы у меня было время подумать, поговорить. Давно-давно меня одолевали эти мысли, еще с детства, о смысле жизни, как и всех. О поиске смысла жизни, в чем, как.
Как и все искал его в каких-то занятиях земных. В то время было модно - в науке. Я думал, через науку это тоже сделать. Я тоже думал сделать это через науку, но в итоге и довольно быстро разочаровался. Мне в этом быстро помогла советская власть, которая не пускала заниматься лиц определенной национальности настоящей наукой.
Ну и в общем, так я оказался здесь, в Израиле, с молодой женой, двухлетним сыном и в поисках, в тех же поисках смысла жизни. Я пытался заниматься в Израиле религией, в науку я уже не шел. Решил попробовать дело в религии, все-таки это нечто внутреннее, что-то может быть особенное. Это там, где кроются корни истории. Это что-то, которое как-то сопровождает всю человеческую деятельность и его развитие, является источником наук, литературы, искусства, источником философии, вообще всего.
То есть религия - она же когда-то была единственным, что отличало человека от животных, что развилось в человеке и выделило его из животного ряда, и только человеку свойственно. Вот это, думал я, может быть, если поглубже копнуть, то что-то и узнаешь.
Тем более религиозные люди всегда где-то там заикались о смысле жизни, совершенстве, вечности, потусторонних каких-то вознаграждениях или даже и наказаниях, о нашем особом превосходстве в этом по сравнению с другими народами и так далее.
И если уж я в этом народе, если уж я имею такую возможность быть входящим в эту тайную сокровищницу древней философии, то почему нет? Там меня никуда не пускали, а здесь вдруг - пожалуйста, я этим и воспользуюсь.
И начал серьезно заниматься, но оказалось, что занятия в общем-то касаются ежедневного, каждодневного поведения, обрядов. Ну ничего, я решил, что и это надо. Наверное, для того, чтобы почувствовать все эти внутренние тайны, смыслы, для этого надо что-то и физически, может быть, выполнять.
Ведь много раз мы видели в картинах все эти обряды: древнегреческие, с бальзамированием, с мумифицированием тел, с поклонением… У всех религий существуют всевозможные, великие обряды, события. Причем, миллиарды людей падают ниц… Ну, может быть, через это надо пройти.
Я, честное слово, пытался. И не могу сказать, я искренне думал, что вот так я и найду. Я видел людей ищущих, таких, как я, молодых, и из России тоже.
Это были годы, когда та алия семидесятых годов искала, к чему бы духовному пристроиться, свои духовные корни. И умные ребята, целеустремленные ребята, шли в эти ешивы, шли к этим мудрецам и оставались там, и продолжали заниматься изучением обрядов и их выполнением всю жизнь.
А я не нашел себя среди них, и в итоге постепенно-постепенно, так спокойно вроде бы ушел. Ушел снова в никуда. Интересной оказалась первая встреча с каббалой, когда в Тель-Авиве я обнаружил наклейку, такую большую афишу на тумбе, что проводится вводная лекция по каббале бесплатно, тогда-то, по такому-то адресу, там же продаются книги по каббале и так далее.
Я сразу же поехал в то место - я в Тель-Авиве был по своим делам. Приехал я туда на машине, подъехал, зашел туда, там сидело двое парней, я все узнал у них и купил книжки. Все! На огромную сумму в то время это было.
Это был Зоар маленький, Зоар большой, большие книги, маленькие, в таком издании и в таком, все издания и все книги. Все купил, загрузил. Я помню, у меня был полный багажник книг. И привез их к себе в Реховот, поставил так, смотрю на них - ну что я буду дальше с ними делать? Десятки книг, с чего начинать?
Если это такая наука, такая древняя, такая серьезная, и написано, что это книги не этого заведения, то их авторов мне уже не найти. Они уже в мире ином сотни или даже тысячи лет. Кого мне найти, кто бы мне это все как-то рассказал, показал, открыл?