Макинтош для Теодора
- Was ist hier nicht klar? - повторил он отчетливо, - Wir sind keine Diener der Juden, um euch Mäntel zu geben. (Что тут непонятного? Мы жидам не слуги, чтоб вам пальто подавать).
На прилавке комом лежал новенький макинтош Теодора.
В кафе было много людей, но тишина воцарилась такая, будто бы все одновременно набрали воздух и боялись выдохнуть, в ожидании ответа.
Теодор царственным жестом расправил свой макинтош, набросил его на плечи. Спокойно и одновременно сосредоточенно посмотрел в лицо швабу и вышел в дождь, на сияющую мокрыми огнями Бургенштрассе.
Ответ пришел утром, после бессонной ночи:
"Мысль, которую я хочу изложить в этом сочинении, уже очень стара. Я говорю о восстановлении еврейского государства…" - так начиналась брошюра, которая скоро перевернет еврейский мир. Теодор Герцль чувствовал прилив вдохновения.
Шел 1896 год. До 7.10.2024 оставалось больше века с четвертью.
В чем ошибся этот блистательный, храбрый человек с внешностью императора, по лекалам которого мы построили государство? А то, что ошибка есть, ясно каждому. Качается какой-то камень, положенный в основание постройки, вопрос: какой?
"Сионизм стремится создать для еврейского народа… убежище в Палестине".
Это написано в резолюции Первого Сионистского Конгресса. "Убежище" от антисемитизма, от погромов, от дела Дрейфуса, от шваба-гардеробщика и грядущего Холокоста.
Это и есть главная идея Теодора Герцля. Убожество убежища. Идея, как оказалось, недальновидная. Ей противостоит другая.
"Цель народа Израиля - объединить весь мир в одну семью", - говорит каббалист, рав Кук.
"Когда все люди мира сплотятся, как единое тело, единое сердце, только тогда во всей своей полноте раскроется счастье, ожидающее человечество", - развивает эту мысль другой великий каббалист Бааль Сулам.
И продолжает:
"И станете вы царством служителей, что означает возлюбить ближнего, как самого себя".
То есть роль народа Израиля - стать примером для человечества, образцом единства и гармонии.
Вот две разные, целеполагающие задачи - стать убежищем для евреев или примером добрых взаимоотношений для народов мира.
Первая из них - под большим сомнением.
Ко второй мы придем. Разумом или через боль.
…………………………………………………………………………………………………………
Хочу признаться, что вся история со швабом-гардеробщиком - полная ложь. Я ее сочинил. Все было наоборот. Макинтош Герцлю подали, и он оставил на чай.
- Что тут непонятного? Мы жидам не слуги, чтоб вам пальто подавать.