Ключевая роль евреев в администрации Трампа
Один из вопросов звучит так: «Какое агентство вы хотели бы реформировать?» По моему мнению, этот вопрос отвлекает внимание от главного. Проблема не в том или ином агентстве, а в людях, которые ими управляют. Как правило, высшие чиновники становятся настолько эгоистичными и безразличными к тому, как живут обычные люди, что сама система управления государством становится недееспособной.
Каждое подразделение администрации создается для решения определенных задач, при этом работа чиновников регламентируется многочисленными правилами. Например, Департамент внутренней безопасности Соединенных Штатов занимается вопросами борьбы с терроризмом, обеспечением безопасности границ, регулированием иммиграции и работы таможни, кибербезопасностью, предотвращением стихийных бедствий.
Департамент был создан после террористических атак 11 сентября 2001 года. В его подразделениях трудятся 240 тысяч сотрудников, его годовой бюджет превышает 52 миллиарда долларов. Но решена ли в США проблема безопасности граждан? Очевидно лишь одно – чиновники пишут все больше правил и инструкций, регулирующих проблемы безопасности, но эффективность этой работы близка к нулю.
Немногим по стилю и качеству работы отличается созданное в 1970 году Агентство по охране окружающей среды США. Сотрудники Агентства разрабатывают и обеспечивают соблюдение нормативных положений, основанных на законах, принимаемых Конгрессом США. Несмотря на годовой бюджет Агентства, превышающий 8 миллиардов долларов и бесчисленные выпускаемые им инструкции, окружающая среда все больше загрязняется, а качество воздуха, воды и продовольствия снижается.
Аналогичная ситуация с Департаментом здравоохранения и социальных служб, Министерством юстиции, Министерством образования США и остальными департаментами, созданными правительством. Все они тонут в болоте правил, которые делают их неэффективными.
Когда первые еврейские поселенцы осваивали долину Хула на севере Израиля, почва там была сильно заболочена. И чтобы превратить болото в плодородные угодья, нужно было очистить от ила часть русла реки Иордан. Как только это было сделано, болото сразу высохло, оставив после себя плодородную почву для земледелия.
Подобно этому пробкой, блокирующей работу правительства, является присущий человеческой природе эгоизм. Но чтобы осушить это болото, президенту Трампу придется сначала справиться с разобщенностью всего американского общества. А ключ к его успеху или неудаче - это евреи, работающие в его команде.
Почему евреи имеют особое значение
14 апреля президент Трамп подчеркнул в своем еженедельном послании, посвященном Песаху: «Рассказ о выходе из Египта ... - это повествование об уникальном народе, ведущим за собой все человечество. На протяжении всей истории вклад евреев в мировой прогресс бесценен».
Евреи всегда славились своей уникальностью. Так, в одном из своих писем Лев Толстой пишет об их особой роли: «…соединить людей может… безразличная братская любовь ко всем людям».
Вот что пишет о евреях Марк Твен: «Если статистика верна, евреи составляют не более процента человечества (на самом деле это 0,2%). Их доля в списке великих имен мирового масштаба в литературе, науке, искусстве, музыке, финансовой деятельности, медицине, новейших открытиях не пропорциональна доле евреев среди других народов, она намного обширней и богаче.
Египтяне, вавилоняне, персы создавали мировые державы, всей планете торжественно и шумно заявляли о своем могуществе, затем таяли, словно дым, и вымирали. Греки и римляне наследовали их громкую славу и тоже ушли в небытие. Другие народы возникали, на время высоко поднимали пылающий свой факел, но он сгорал, оставляя лишь искорки, а подчас и они бесследно гасли.
Евреи пережили всех, и сейчас они такие же, какими были всегда: на протяжении веков не знающие упадка или немощи; никогда, так же, как и теперь, не ослаблялось их влияние, их роль в жизни народов, среди которых жили они, не убывала их энергия, мобильность и острота ума. Все в мире смертно, но не евреи».
Предназначение евреев
У евреев есть цель существования, поэтому они сохранились и существуют на протяжении тысяч лет, несмотря на все преследования. Особое предназначение евреев - быть «светом для народов», чтобы вести мир от тьмы к свету - от ненависти к любви, от разобщенности к тесной связи. Поэтому евреи стали одним народом только после того, как они заявили, что ощутили друг друга «как один человек с одним сердцем».
Даже те религии, которые произошли из иудаизма, признают его первостепенную важность. В Новом Завете говорится: «Ибо спасение - от Иудеев» (от Иоанна 4:22). Коран также много говорит о Детях Израиля: "О народ мой! Я даровал вам то, чего не даровал никому из обитателей миров" (Коран, 5: 20). Или: "О сыны Израиля! Помните о милости, которую Я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над [прочими] народами мира" (Коран, 2:47).
В конце концов, нам предстоит осознать, что человечество ожидает от нас исправления мира и не меньше! По этой причине евреи из администрации Трампа и его семьи находятся в идеальном положении, чтобы хотя бы начать реализовывать предназначение нашего народа.
Легче, чем может показаться
«Когда Израиль объединится, чтобы все стали, как один, когда мы придем не к воображаемому, а подлинному единству, тогда мы придем к истинному искуплению, после которого уже никогда не будет изгнания», - пишет рабби Менахем Мендел Шнеерсон (Любавический Ребе) в «Торат Менахем». Многочисленные еврейские источники говорят о прямой связи между единством Израиля и всем миром.
В Книге Зоар («Ахарей мот», п.64-65) сказано: «Как хорошо и приятно сидеть братьям вместе - это товарищи, которые сидят вместе, не расставаясь друг с другом. Сначала они кажутся людьми, враждующими между собой и желающими убить друг друга. Но затем они возвращаются к братской любви... И по вашим заслугам мир будет в мире».
Авраам Ицхак Кук, первый Главный раввин Израиля, пишет в книге «Орот ха-Кодеш»: «Израиль хранит тайну единства мира».
Евреи всегда обращались к единству как решению всех проблем, поскольку само состояние единства имеет глубокий корень. Как я писал в статье «Кто ты, народ Израиля?» и в других статьях, наш народ образовался в Древнем Вавилоне. Тогда наш праотец Авраам увидел, что люди становятся все более разобщенными.
Как описывает Рамбам в «Мишне Тора», Авраам хотел помочь жителям Вавилона преодолеть их взаимную неприязнь. После долгих размышлений он понял, что ненависть не может быть подавлена, потому что она является проявлением природного человеческого эгоизма, который постоянно растет.
Наши мудрецы, будучи проницательными наблюдателями, говорили: «Никто до самой смерти не достиг исполнения и половины своих желаний. Если у него есть сто, он хочет двести, а если есть двести - хочет четыреста» («Мидраш раба», «Коэлет», 1:13).
Авраам пришел к выводу, что эгоизм постоянно растет, и что вместо бессмысленного сражения с ним люди должны сосредоточиться на укреплении своего единства. Рост единства всегда должен опережать и компенсировать растущую взаимную разобщенность и ненависть. Именно этот принцип является ключом к решению всех проблем. Именно эта уникальная способность преодолеть с помощью единства самую жестокую взаимную ненависть отличает евреев от всех других народов.
На протяжении всей своей истории евреи переживали многочисленные внутренние конфликты и войны, и все они преодолевались с помощью единства и взаимной любви. В Книге Зоар («Бешалах», 252) говорится: «Все битвы в мире – это вражда и разрушение, все же сражения Торы – это мир и любовь».Царь Соломон говорит об этом поэтически (Притчи, 10:12): «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все преступления».
Авраам принимал в свою группу всех желающих объединяться, без какой-либо дискриминации или предварительных условий. В результате к нему присоединились и стали учениками самые разные люди со всего Вавилона.
Так уникальным образом наш народ формировался не по племенной принадлежности, как другие народы, а по принципу принятия идеологии объединения, готовности объединяться, несмотря на разобщенность и ненависть. В единый еврейский народ влились «представители» всех народов мира. Именно поэтому исправление мира находится в нашей ДНК!
Моше продолжил дело, начатое Авраамом. Великий каббалист 18 века Рамхаль (Моше Хаим Луцатто) пишет в своем комментарии к Торе, что Моше «хотел завершить исправление мира». Однако ему не удалось это сделать из-за очередного всплеска эгоизма в людях. Тем не менее, как только евреи стали единым народом, они приняли ответственность за то, чтобы нести «свет народам», то есть завершить задачу объединения мира.
Современный Вавилон
Во многих отношениях Соединенные Штаты Америки - это современный Вавилон: в этой стране живут вместе представители многих этнических групп, культур и конфессий. Как и Вавилон во времена Авраама, сегодняшние США находятся в кризисе. Болото, в которое погружается Америка, - это не просто бюрократический лабиринт, который Трамп унаследовал от своего предшественника. Мы видим, что все американское общество погрязло в болоте ненависти и отчуждения. И евреи в администрации Трампа должны сыграть ключевую роль в его осушении.
Для этого, прежде всего, им самим нужно объединиться, подняться над разногласиями и противоречиями. Когда евреи из окружения Трампа будут стремиться к истинному единству, включатся мощные позитивные силы, лежащие в основе формирования еврейского народа.
На следующем этапе единство должно охватить всю еврейскую диаспору в США, а затем и все американское общество. Исправление мира начинается с его внутренней части, прежде всего, с отношений между евреями, но на этом оно не должно заканчиваться.
Люди зачастую не задумываются над тем, что в любой скандальной антисемитской тираде, даже такой, как нашумевшая фраза Мела Гибсона: «евреи ответственны за все войны в мире», - кроется глубокий смысл. Люди действительно интуитивно считают, что именно мы ответственны за все их беды и искоренение причин этих бед. Наши собственные источники подтверждают это: «Все бедствия приходит в мир только из-за народа Израиля» (Вавилонский Талмуд, «Йевамот», 63а).
На месте Дональда Трампа я бы настойчиво принуждал евреев объединиться. Для этого не обязательно применять силу и власть. Я бы ясно обозначил, что именно этого жду от них. Даже такой ярый антисемит, как Генри Форд, еще в 1920 году в своей книге «Международное еврейство» подчеркивал роль, которую должны играть евреи:
«Новейшие реформаторы, которые на бумаге измышляют образцовые социальные системы, хорошо бы сделали, если бы бросили взгляд на социально-общественную систему, по которой жили первые евреи».
Если Генри Форд понимал это сто лет назад, то почему бы нам не прислушаться к нему сейчас?
Когда мы объединимся, это сразу положительно отразится на всем мире. Как считал Форд, человечеству предстоит воспользоваться опытом евреев. А поскольку евреи сегодня разобщены, им нужно напоминать об их призвании.
Мы не должны ждать, пока нас будут принуждать другие. Мы должны напомнить себе, что раскол между нами растет таким образом, чтобы наше единство также возрастало, покрывая ненависть любовью друг к другу, как это делали наши предки. Чем раньше мы начнем, тем легче будет осушить болото ненависти, распространяющееся по Америке и всему миру.