Как решить проблему жилья в Израиле?
Может, кому-то выгодно на протяжении десятилетий попустительствовать подрядчикам, банкам и частным инвесторам? Возможно, кому-то явно на руку держать людей в ипотечной яме и всю жизнь доить из них деньги, не давая поднять голову?
Государственный бюджет на 2018-2019 год не предусматривает изменения приоритетов в сфере строительства и расширения фонда социального жилья. А квартиры продолжают дорожать, и дефицит доступных квартир на продажу толкает основную часть населения в пожизненную долговую яму.
На этом фоне бурно расцветает прибыльный бизнес сдачи жилья в аренду, построенный на чужих трудностях. Но не это способствует социальному конфликту. Проблема гораздо глубже, и она - в дальнейшем расшатывании основы народа Израиля.
Дело в том, что пока рынок жилья остается совершенно свободным, без какого-либо урегулирования, значительная часть населения страны не сможет иметь крыши над головой. Потому что израильские подрядчики будут продолжать строить дорогие квартиры на 4-5 комнат для богатых заграничных собратьев.
Хотя, государство, если бы оно действительно захотело, вполне могло бы зафиксировать в новых домах определенную долю 3-комнатных квартир. А также развернуть широкое строительство общественного жилого комплекса.
Ради справедливости, стоит упомянуть, что часть политиков и общественных деятелей в последнее время предлагают свои проекты выхода из жилищного кризиса. Но что действительно решит эту больную для всех нас проблему? Предоставление льготных цен молодым парам? Обложение налогом тех, кто сдает квартиры? Увеличение количества социального жилья? Ни то, ни другое и ни третье! Поскольку каждое из этих средств будет являться борьбой с симптомами болезни, а не с ее причиной.
А причина – в нежелании одной части общества считаться с интересами другой. Другими словами, причина – в отсутствии тех добрых взаимосвязей, которые создают в обществе любовь друг к другу.
Еще в начале прошлого века известный каббалист Бааль Сулам в газете «Народ» писал:
Стыдно признаться, что одно из дорогих качеств, утраченных нами в изгнании, важнейшее из всех – это народное самосознание. Иными словами, то естественное ощущение, которое сплачивает и обеспечивает существование каждого народа. Узы любви, которые связывают народ, столь естественные и примитивные у всех народов, атрофировались и покинули наши сердца, мелькнули, ушли, и нет их.
Как же можно восстановить эти узы любви, если они утеряны? Если все мы разные и не имеем общего знаменателя. Ведь любовь подразумевает равенство.
Нам нужно начать относиться друг к другу как к разрозненным частям единого целого, как к осколкам после разбиения, которые нужно собрать воедино. И для такого соединения совсем не требуется, чтобы все части были одинаковыми. Главное – чтобы это стало нашей общей целью, по отношению к которой мы все будем равны.
Как писал другой известный каббалист 20 в. рав Кук:
Единство, исходящее из требования блага каждого по причине любви каждого к себе – единение случайное, основой которого является любовь каждого к себе, и не имеет будущего, поскольку у нее нет истинного центра. И хотя кажется, что единение растет, но конец его - в пламени ненависти и братской войны, поскольку каждый стремится к самонаслаждению.
Только у единения, которое исходит из осознания важности высшей цели, достижимой благодаря установлению мира между творениями на основе всеобщей, истинной любови, есть будущее, и со временем оно только будет расти и крепнуть.
Это говорит о том, что простое упразднение социальных различий никак не может служить основой для объединения народа. Не экономическое неравенство мешает нам прийти к единству. Нам необходимо стремиться достичь любви друг к другу, любви, которая существует в семье, делая равными всех ее членов. Ведь когда младенец улыбается матери, она готова отдать ему весь мир. Недаром говорили наши мудрецы:
Все прегрешения покроет любовь.
Если на таком соединении будет основано народное согласие, проблема дороговизны жилья отпадет сама собой.