Как найти выход из тупика
И действительно, жизненный путь еврейского народа не был усыпан розами. На протяжении истории погромы и изгнания преследовали нас практически во всех странах. Хотя здравый смысл все же подсказывает, что, несмотря ни на что, наш народ, да и каждый его представитель, получил от судьбы немало подарков. Мы выживали и выжили в ситуациях, в которых иные народы просто исчезали с лица земли.
Однако одно дело понимать разумом и другое дело чувствовать в сердце. Ведь наше сердце никогда не внемлет доводам разума. Если в нем живет разочарование и обида, то разум ничего с этим поделать не может. Потому что сердце - это желание человека, желание получить наполнение, удовлетворение лично для себя.
И если такого удовлетворения нет, человек начинает жаловаться на жизнь, на судьбу, на соседей… А поскольку мы не получали желаемого не один раз и не два, наша жизнь под завязку полна всевозможных жалоб и претензий.
Но справедливо ли это наше недовольство жизнью?
В Торе говорится, что Творец повелел Моше вести народ в Землю Израиля. Но прежде чем войти в нее, туда были посланы разведчики разузнать что это за страна и кто в ней обитает. Вернувшись разведчики оклеветали ее, заявив, что эта земля пожирает своих обитателей. И евреи начали роптать на Творца - зачем Он ведет их в страну, где все они могут погибнуть. Нечто подобное делаем и мы сегодняшние.
Прямо к Творцу
Почему это произошло, разъясняет наука каббала. Все, о чем говорится в Торе, на самом деле является описанием внутренних процессов, происходящих в человеке на пути его духовного возвышения. И Земля Израиля - это альтруистическое желание, желание слияния с Творцом в любви и отдаче. На иврите слово "земля" (эрец) происходит от слова "желание" (рацон). А Израиль (Исраэль) состоит из двух частей - "яшар" и "Эль", что в переводе означает "прямо к Творцу".
Слово "еврей" происходит от ивритского "эвер" - переходящий, перешедший. То есть переходящий от эгоизма к альтруизму. Таким образом, причина недовольства и наговоров разведчиков на Землю Израиля заключается в том, что они смотрели на альтруистическое желание (Земля Израиля) с позиций эгоизма, для которого альтруизм - это просто смерть.
Почему же ты не попросил?!
Помню, как однажды с моим учителем РАБАШем мы гуляли в лесу Бен-Шемен, и я начал ему жаловаться, что это не так и то не так… Минут десять я выливал на него все, что накопилось у меня на сердце, а когда закончил, РАБАШ воскликнул: "Так почему же ты не попросил Творца?!"
Признаюсь, тогда я был просто ошеломлен! А поразмыслив понял, что именно этой просьбы к Творцу об изменении своего подхода к жизни, о получении силы перейти от эгоистических требований к бескорыстной заботе о ближнем не хватает нам в нашей жизни.
И эта просьба должна быть сознательной. Она не может быть просто криком или чтением написанного текста. Каждый должен найти ее в себе и выразить своими словами. Ведь когда человеку плохо, он же не говорит: "Подождите, я должен вспомнить, как сказал это царь Давид". Нет. Он говорит словами, которые исходят из его сердца, от души.
Так и каждый из нас, обращаясь к Творцу, должен делать это своими словами.
Выход из тупика
По сути, вся наша проблема заключается в том, что мы не понимаем, в чем на самом деле заключается наша проблема. Поэтому не чувствуем, что в тупике, в котором мы сегодня находимся, мы оказались по вине своего эгоизма. И не понимаем, что сами из него мы выбраться не сможем. Находясь внутри эгоизма, целиком и полностью подчиняясь его власти, мы никогда не сможем подняться над ним.
Как справедливо заметил однажды Альберт Эйнштейн: "Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень". А следующий наш уровень - это, как говорит каббала, наше соединение с Высшей силой, Творцом, вплоть до полного слияния с Ним. И нам нужно только прийти к осознанию необходимости этого.