Исраэль (Саша) Демидов: Два диалога с природой
"Знай, что все сущее в мире есть не что иное, как единый индивид", - говорит мудрец Рамбам. Он жил в 12 веке.
Другой мудрец, рав Кук, который жил в 20-м веке, продолжает его мысль. Он утверждает, что все сущее в мире, или, проще сказать, природа, находится с человеком в постоянном диалоге. Даже не в одном, а в двух диалогах.
Первый - это личный разговор с человеком, и это его биография. Второй диалог природа ведет с каждым из нас, как с частью народа. Это мы называем историей.
Как известно, традиция начинает отсчет истории с человека по имени Адам, который жил немногим менее 6 000 лет тому назад. А как же Большой взрыв, который случился за 14 миллиардов лет до этого? Гигантские каменные шары, именуемые планетами, исполинские леса, динозавры, наконец, чьи мрачные чучела мы осматривали в музее.
Несомненно, все это было. Скажу больше. Были двуногие прямоходящие, которые жили за миллионы лет до Адама. И все же человеческая история начинается именно с него.
Почему?
Объяснение простое: он был первым, кто обнаружил, что все происходящее вокруг него не случайно и имеет единое управление, или, как мы говорим, общий корень.
Адам назвал его "тайный ангел" и так и озаглавил свою книгу. Она, кстати, сохранилась. Можете купить ее в магазине.
В сущности, Адам совершил открытия, которые после него повторяли тысячи и тысячи ученых всех поколений, включая Рамбама и рава Кука, о которых мы говорили.
Вот еще цитата из того же Рамбама: "Эта сила весьма благородна, самая благородная среди сил живого существа. Кроме того, эта сила чрезвычайно сокровенна, ее нельзя понять с первого взгляда".
Хочу вас предупредить, в нашем разговоре нет и не будет ни мистики, ни рассказов о чудесах. То, о чем мы говорим, намного глубже мистики и занимательнее чудес.
Итак, еще раз, чтобы нам не запутаться.
Все мироздание - это единая система. Она состоит из огромного многообразия элементов. Эти элементы соединяет некая могучая, благородная сила, которую наши органы чувств пока не способны уловить и зафиксировать.
Но поскольку существует положительная сила, то, несомненно, есть и отрицательная. Она направлена в сторону, противоположную всеобщей гармонии. Это наше эгоистическое желание, о котором говорят мудрецы.
"Зло правит человеком с того момента, как он выходит в мир". Трактат Санедрин.
Таким образом, в нас существуют две силы, где каждая исключает другую: светлая и темная. И они существуют одновременно. Весь путь цивилизации строится на противоречии этих двух желаний. Я хочу быть один, и я не могу выжить один. Это справедливо на уровне человека, племени и народа.
Как же выйти из этого противоречия?
Однажды знаменитого мудреца Гилеля попросили: "Обучи меня всей мудрости, пока я стою на одной ноге". "Не делай другому то, что ненавистно тебе, – ответил мудрец. - Все остальное - комментарии".
Можно сказать, что шесть тысячелетий, которые прошли со времен Адама, человечество писало комментарии к этой простой фразе. Все это время наше эго росло непрерывно, изобретательно, принимая разнообразные формы.
Но у нас всегда остается выбор. Мы можем, как советует древний мудрец, не делать другому то, что ненавистно нам. Такой метод традиция называет путем света.
Или мы можем позволить нашему эгоизму сорваться с поводка и стать причиной всех войн, катаклизмов, эпидемий. Мы отлично изучили этот сюжет. Он называется "путь страданий".
Научить человека сделать правильный выбор и есть цель истории в зеркале еврейского мировоззрения.