Грандиозная постановка «Дон Карлос» в Израильской Опере
«Дон Карлос» - монументальная, амбициозная, мятежная, сложная и торжественная опера Джузеппе Верди, у которой было несколько премьер и множество редакций. До сих пор нельзя с уверенностью сказать, какая же из них – «подлинный» «Дон Карлос». В Париже ставят французскую версию, в Милане или Неаполе – итальянские. Остальной мир все же предпочитает итальянские, считая, что они ближе самому автору.
11 марта 1867 года - 151 год назад - в Париже состоялась премьера монументальной, даже помпезной в духе времени, оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос». Также в марте - с 9 по 23 - опера будет представлена в Тель-Авиве в постановке Джанкарло дель Монако-Цукермана. За дирижерским пультом – маэстро Даниэль Орен, известный своими интерпретациями опер Верди, ведущий в мире «вердиевский» специалист.
Большинство исследователей и критиков творчества Джузеппе Верди сходятся в том, что «Дон Карлос» - самая грандиозная работа композитора. В нее он включил всё – начиная с его либерально-гуманистического мировоззрения до принятых в то время оперных средств: традиционные арии бель-канто, дуэты и ансамбли, созданные специально для этой оперы, а также приемы Парижской Гранд-Опера, где и состоялась премьера «Дон Карлоса» в 1867-м году. Пятнадцатью годами позже Верди сократил и переработал оперу, опустив первое действие. Он более приблизил ее к шиллеровской пьесе «Дон Карлос, инфант Испанский», и в этой версии она обрела большой успех во многих театрах. Постановка «Дон Карлос» всегда зрелищна, что бы ни придумывали постановщики. Потому что сама музыка - яркая и насыщенная историческими образами.
Не в последнюю очередь благодаря исполнителям, премьера, состоявшаяся в марте 1867 года на сцене «Гранд-Опера», прошла с успехом: больших похвал удостоились бас Обен, баритон Фор и сопрано Сасс; в фойе театра был установлен бюст маэстро. Не обошлось и без критиков, как и без страстных защитников, таких, как Эрнест Рейе и Теофиль Готье. В октябре того же года итальянская постановка в Болонье, которой дирижировал Анджело Мариани, удостоилась триумфального успеха.
«Дон Карлос» - гениальная, зрелая, могучая, насыщенная опера. Суть ее такова: в 1556-м году император Карл V отрекается от престола и удаляется на покой в монастырь Святого Иеронима в Юсте. Корона Испании переходит к его сыну Филиппу II. Чтобы упрочить хрупкий мир с давним врагом Испании - Францией, Филипп берет в жены невесту своего собственного сына Дона Карлоса, французскую принцессу Елизавету Валуа. Столкновение шести мощных фигур - короля Филиппа Второго, его либерального сына и наследника Дон Карлоса, зловещего ретрограда Великого инквизитора, королевы Елизаветы, которую любит наследник, и друга прогрессивного инфанта, маркиза ди Поза при участии придворной дамы, мстящей отвергнувшему ее Карлосу – это основная интрига оперы, время и место действия которой точно определены: Мадрид, 1559 год. Историческая же Елизавета, родная сестра знаменитой королевы Марго, королей Карла IX и Генриха III, была в 15 лет выдана замуж за немолодого и мрачного фанатичного католика Филиппа II испанского, но вскоре умерла. Никакого романа с полубезумным инфантом Карлосом у нее не было. Но Верди следует вслед за Шиллером.
Задуманная для помпезного Парижского театра опера «Дон Карлос», отвечает требованиям жанра, в котором сценическая ситуация исторически убедительна. И на этом фоне политических распрей и религиозного фанатизма, Верди, вслед за Шиллером, описал сильные, порой удручающие страсти, на грани эмоций.
История же создания оперы такова: «Дон Карлос» был заказан Верди в ноябре 1865-го года директором театра Большой оперы в Париже; французское либретто написали Жозеф Мери и Камиль дю Локль. Опера была закончена в сентябре 1866 года. Премьера состоялась в марте 1867 года. Для постановки в Италии в том же году был сделан перевод, повлекший за собой некоторые изменения и переделки в музыке. В 1882-1883 годах Верди значительно переработал оперу; в создании новых сцен принимал участие либреттист «Аиды» А. Гисланцони. Эта редакция, поставленная на сцене Миланского театра 10 января 1884 года, много короче первой: вместо пяти актов - четыре (исключен весь первый акт), убраны традиционные для французской «большой оперы» не связанные с действием балетные сцены и пр. Затем еще при жизни Верди, но без его участия, была сделана третья редакция, восстановившая первый акт по французскому варианту (в связи с чем, пришлось вернуться и к раннему варианту второго акта). В настоящее время опера ставится обычно в смешанной редакции. В основу ее положена наиболее совершенная четырехактная редакция 1884 года, а в качестве пролога используется сильно сокращенный первый акт французской редакции. Сокращен и изменен также финал оперы.
Целью всех этих изменений было приближение оперы к ее литературному первоисточнику - трагедии Фридриха Шиллера. Использовав историческую легенду популярную на протяжении 17-18 веков, Шиллер придал ей политическую окраску. Но в соответствии со спецификой оперного жанра, либреттисты сократили публицистические монологи, сохранив, однако, свободолюбивый дух пьесы.
Постановщик – знаменитый Джанкарло дель Монако-Цукерман, спектакли в режиссуре которого идут на лучших оперных сценах мира - от нью-йоркской Метрополитен» до миланской Ла Скала.
Джанкарло дель Монако-Цукерман - сын знаменитого итальянского тенора Марио дель Монако и певицы Эстер Цукерман из Праги - гражданин мира. Родственники со стороны матери - чешские евреи, могила его бабушки на пражском еврейском кладбище - в двух шагах от могилы Кафки, часть семьи живет в Израиле.
Он учился в университете в Лозанне на филологическом и музыкальном факультетах (фортепиано и труба). Его дебют на оперной сцене как режиссера состоялся в 1964 в Сиракузах, где он поставил оперу «Самсон и Далила» с участием отца в главной партии. Далее последовали годы учебы режиссуре.
В 1966-м Джанкарло работает ассистентом режиссера в Немецкой опере, а в 1967 году в ряде немецких театров и Штутгарте. В 1967 году он ставит «Отелло» на фестивале в Мачерате. В 1970-73 годах Джанкарло дель Монако – главный режиссер оперного театра в Ульме. В 1975-м году он становится руководителем фестиваля в Монтепульчиано, основанном при участии отца. В 1980-82 руководит Городским театром Касселя, в 1986-88 г.г. фестивалем в Мачерате.
В 1980-е годы активность Джанкарло дель Монако как режиссера-постановщика возрастает, а в 1991-м он дебютирует в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке.
Весьма плодотворным является период работы Джанкарло дель Монако руководителем театра в Бонне (1992-97). С 1997-го по 2001-й год режиссер руководит оперным театром Ниццы и продолжает ставить оперы в других театрах Европы. Наряду с творческой деятельностью режиссер ведет активную музыкально-общественную и преподавательскую работу. С 2009 года он является художественным руководителем оперного фестиваля на Тенерифе.
В Израильской Опере Джанкарло дель Монако уже ставил такие спектакли, как «Кармен» на Масаде (2012), «Сельская честь»/«Паяцы» Леонковалло (2011), «Триптих» и «Девушка с Запада» Пуччини (2007), «Андре Шенье» Умберто Джордано (2002) и «Золушка» Россини (2001). Кстати, в прошлом сезоне «Доном Карлосом» в его постановке во Флоренции дирижировал Зубин Мета.
«Дон Карлос» ставится не так уж часто. Одна из причин - то, что эта опера требует большого состава первоклассных певцов. Для ее постановки нужны не только традиционные ведущее сопрано, контральто, тенор, баритон и бас, а также extra бас и extra колоратурное сопрано. Судя по объявленному составу исполнителей в Тель-Авиве, маэстро Даниэлю Орену удалось найти всех требуемых солистов.
«Дон Карлос». Опера в пяти действиях (восьми картинах). Либретто оперы по одноименной драме Фридриха фон Шиллера - Франсуа Жозеф Мери и Камиль дю Локль. Премьера состоялась 11 марта 1867 года в Париже.
Тель-Авив, с 9 про 23 марта 2018 года
Дирижер – Даниэль Орен
Постановщик: Джанкарло дель Монако-Цукерман
Режиссер – Сара Скинази
Декорации: Карло Чентолавинья
Костюмы: Хесус Руиз
Свет: Вольфганг фон Цубек
Солисты, принимающие участие в постановке:
Дон Карлос - аргентинский тенор Густаво Порта и тенор из России Сергей Поляков
Елизавета - израильское сопрано Ирина Бертман и украинское сопрано Юлия Алексеева.
Родриго - испанский баритон Хуан Хесос Родригес и румынский баритон Йонуц Паско. Филипп II – басы из Кореи Инсунг Сим и Симон Лим.
Принцесса Эболи - румынское меццо-сопрано Джудит Кутас и грузинское меццо-сопрано Кетеван Кемоклидзе.
Великий инквизитор - украинский бас Евгений Орлов и грузинский бас Гиоргий Андгуладзе.
Монах - итальянский бас Карло Стриулли и израильский бас Владимир Браун.
В постановке также принимают израильские солисты: Эйтан Дрори, Ошри Сегев, Таль Бергман, Таль Ганор, Тали Кецев, Одед Райх, Яир Полищук, Гавриэль Ловенгейм, Антон Алексеев, Рои Сарук, Анатолий Карасик.
Хор Израильской Оперы под руководством Эйтана Шмайсера .
Оркестр Оперы - Израильский Симфонический оркестр Ришон ле-Циона.
Солисты Израильской Оперы.
Даты представлений:
09.03, пятница, 13:00;
10.03, суббота, 20:00;
11.03, воскресенье, 20:00;
13.03, вторник, 20:00;
14.03, среда, 20:00;
16.03, пятница, 13:00;
17.03, суббота, 20:00;
18.03, воскресенье, 20:00;
19.03, понедельник, 20:00;
20.03, вторник, 18:00;
22.03, четверг, 20:00;
23.03, пятница, 13:00
За час до начала каждого выступления - вступительная лекция, вход в зал на лекцию по билетам на представление в тот же вечер.
Заказ билетов: 03-6927777 или на сайте: https://bestbravo.co.il/announce/56934
Оперный театр имени Шломо Лахата – Тель-Авив, бульвар Шауль ха-Мелех 19.
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting