Душа, ведущая к Творцу
Избранные фрагменты из книги М. Лайтмана "Постижение высших миров"
Вследствие этого эта часть перестала ощущать Творца и ощущает только саму себя, свое состояние, свое желание. Эта часть называется душой.
Эта эгоистическая часть находится в самом Творце, потому что только Он существует, и нет незаполненного Им места, но ввиду того, что эгоизм ощущает только свои желания, он не ощущает Творца. Цель творения состоит в том, чтобы своими силами, своим выбором эта часть предпочла вернуться к Творцу, вновь стать подобной Ему по свойствам.
Желание Творца
Творец полностью управляет приведением этой эгоистической части к слиянию с Ним. Но это управление извне неощутимо. Желанием Творца является проявление (с Его скрытой помощью) желания сблизиться с Ним изнутри самого эгоизма. Для облегчения этой задачи Творец разбил эгоизм на 600 000 частей. Причем, каждая из них решает задачу отказа от эгоизма постепенно, последовательным осознанием эгоизма как зла, в процессе многократного получения эгоистических свойств и страданий от них.
Каждая из 600 000 частей души называется душой человека. Период соединения с эгоизмом называется человеческой жизнью. Временное прерывание связи с эгоизмом называется существованием в высших, духовных мирах. Момент получения душой эгоистических свойств называется рождением человека в нашем мире.
Каждая из 600 000 частей общей души обязана в итоге последовательных слияний с эгоизмом предпочесть его свойствам Творца и слиться с Ним, несмотря на наличие эгоизма в ней, то есть еще находясь в человеческом теле.
Подъем по духовным ступеням
Постепенное совпадение по свойствам, постепенное приближение свойства души к Творцу называется духовным подъемом. Духовный подъем происходит по ступеням, называемым сфирот (сфира). Всего от первоначального, самого эгоистического состояния и до последней ступени подобия Творцу духовная лестница состоит из 125 ступеней, сфирот.
Каждые 25 сфирот составляют законченный этап, называемый "мир". Итого, кроме нашего состояния, называемого "нашим миром", есть 5 миров. Таким образом, мы видим, что цель эгоистической части - достичь свойств Творца, будучи в нас, в этом мире, чтобы, несмотря на наш эгоизм, мы в этом мире ощущали Творца во всем и в себе.
Желание слияния
Желание слияния - это естественное, изначально созданное, то есть не требующее никаких предпосылок и выводов знание необходимости слияния с Творцом. То, что в Творце является вольным желанием, в Его творении действует как естественный обязывающий закон, ибо Он создал природу по Своему намерению, и каждый закон природы является Его желанием видеть такой порядок.
Поэтому все наши "естественные" инстинкты и желания исходят непосредственно от Творца, а все требующие расчета и знаний выводы являются плодом нашей деятельности. Если человек желает достичь полного слияния с Творцом, он должен сам довести это желание до инстинктивного знания, будто оно получено им с его природой от Творца.
Законы духовных желаний
Законы духовных желаний таковы, что нет места для неполных желаний, для частичных, в которых есть сомнения или место для посторонних желаний. Поэтому Творец внимает только такой просьбе, которая идет из самой глубины чувств человека, соответствует полному желанию духовного сосуда на том уровне, на котором находится человек. Но процесс создания в сердце человека подобной просьбы идет медленно и накапливается, незаметно для человека, выше его понимания. Творец соединяет все маленькие молитвы человека в одну и по получении окончательной, необходимой силы просьбы о помощи, помогает человеку.
Так же и человек, попадая в сферу действия света Творца, сразу же получает все, потому что Дающий вечен и не делает расчетов, зависящих от времени и кругооборотов жизней. Поэтому самая малая духовная ступень дает полное ощущение вечного. Но поскольку человек еще и потом переживает духовные подъемы и падения, то находится в обстоятельствах, называемых мир, год, душа, потому что движущаяся, неокончившая свое исправление душа нуждается в месте для движения, называемом "мир" и сумма ее движений ощущается как время, называемое годом.
Даже самая нижняя духовная ступень уже дает ощущение полного совершенства настолько, что человек не может даже представить себе, что его состояние - это всего лишь "духовные отходы" более высокой духовной ступени.