Чужая беда
Пожары на юге не производят впечатления. "Что выгорело, то вырастет снова". Землетрясения на севере не впечатляют. "Вот если бы тряхнуло на семь по Рихтеру, тогда другое дело".
Нам приелись опасности и трагедии. В конце концов, все люди смертны, а некоторым к тому же не везет. Например, 300 человек погибло на стройках с 2010 года, и ни один подрядчик не лишился из-за этого лицензии.
Н-нет, не задевает. "Они знали, на что идут".
Тогда другое: этим летом из-за аномальной жары в одной только Канаде расстались с жизнью десятки человек.
"Ну, жарой нас, вообще, не удивишь. Пускай перенимают израильский опыт".
Погодите: в Японии количество погибших из-за наводнений перевалило за 100. Порядка 2 миллионов (!) человек эвакуированы. "Им не впервой"...
На фоне ежедневных новостей огненные змеи и шары смотрятся довольно невзрачно. Недавно один приземлился возле детского сада – мы приняли к сведению. Ну, не отзывается в нас эта беда, что тут поделать.
Зато, как ни странно, она отзывается в других: произраильски настроенные христиане разных стран собрали средства на мобильный пожарный трейлер для тушения огня возле Газы и намереваются закупить еще. Для них кайт-террор ближе, чем для нас.
А мы? Мы тем временем очень переживаем за таиландских детей, оказавшихся в подземной ловушке. Если бы не мундиаль, мы бы только о них и думали. Почему именно о них? "Они же дети".
Ну да, особые дети, попавшие в объектив СМИ. Другим повезло меньше – они безгласно гибнут под ковровыми бомбардировками деревень, чахнут от голода в "третьем мире", батрачат в беспросветном рабстве, или, скажем, выживают где-нибудь в трущобах. Часто не выживают…
Я уже говорил и повторю: мы жалеем лишь тех, на кого нам сейчас показывают пальцем.
Далекие и близкие
Мы не умеем правильно относиться к чужим бедам. Они у нас на слуху, но не на сердце. Быстренько переварив очередной новостной выпуск, человек испытывает чувство выполненного долга: "Я свое отстрадал".
Разумеется, мы не можем объять весь мир и помочь всем. Но этого и не надо. Сказано: "Бедняки твоего города – в первую очередь". Сначала надо позаботиться о близких людях, о своей семье, своем народе. У него я в долгу, и в том числе, у южан, соседствующих с Газой. Только я вовсе не чувствую себя их должником. Подпустить их близко к сердцу? Зачем мне это бремя?
Вместо того чтобы вместе заботиться друг о друге, никого не оставляя в беде, мы предоставили это государству. Но депутаты и министры под видом радения о стране радеют о себе, любимых. Почти все силы у них уходят на взаимные перепалки, пиар и антипиар. А в результате равнодушие съедает всех нас – и тех, кому нужна помощь, и тех, кому "недосуг".
Все это очень напоминает времена, предшествовавшие падению Храма. Тогда людям тоже было наплевать на страну и народ, потому что у каждого перед глазами стоял мелкий, но очень "важный" личный интерес.
Сегодня нам кажется, что мы сильны. Израиль даже попал в десятку самых влиятельных стран мира. Это все равно что бравировать своим весом, раскачиваясь на нитке. Нам трудно разглядеть, насколько мы ослеплены собственной спесью и обезоружены собственным равнодушием. История уже не раз преподавала нам этот урок, но мы до сих пор так и не вылечились от синдрома чужой беды…
Равнодушие для народа Израиля смерти подобно. Особенно если далекие беды кажутся нам важнее близких. Это вовсе не сострадание и не гуманность – это всего лишь иллюзия милосердия, которая поддерживает наше самомнение.
Очень здорово, что мы помогаем в спасении детей, но наш порядок приоритетов, наше отношение друг к другу свидетельствует о внутренней слабости, о разброде в сердцах. Мы отрицаем свою исконную внутреннюю основу, заложенную в древние времена и ничуть не изменившуюся с тех пор.
Еврейский народ силен взаимным участием, общностью, неразрывными узами. Никогда за всю историю нам не удавалось обеспечить себе мир и процветание без элементарной сопричастности, в отрыве от единства. Такая уж у нас "социальная генетика", и ее не изменить.
Зато можно изменить наше искаженное мировосприятие, в котором ближние и дальние перепутаны местами. Можно создать между нами такую атмосферу, такое окружение, которое все расставит по местам, так чтобы мы, наконец, позаботились друг о друге, чтобы воссоединились не по закону о возвращении, а по духу. Вот тогда-то мы и сможем по-настоящему помогать всему миру, подавая ему правильный пример.
С чего же начать? С того, что в семье нет чужой беды.