Быть, а не исчезнуть
Меня всегда интересовала проблема происхождения и исчезновения народов. Почему человечество всегда делилось, делиться и, по сути, будет делиться на народы? Почему очень маленький народ неожиданно развивал громадную активность и создавал великое государство и культуру? Почему пунические войны сделали из Рима «вечный город», и как готы и вандалы смогли так легко его разрушить? Эти и другие подобные вопросы были для меня далеко не праздными.
Некоторые люди верят в судьбу и считают, что все предначертано. Другие уверены в том, что судьба находится в руках самого человека и только человек управляет своей жизнью. Точно так же одни верят в то, что объединение всего человечества в единый народ возможно и именно к этому мы все движемся, смешиваясь друг с другом и мигрируя из мест своего рождения в другие, порой чуждые для нас страны.
А другие выступают за сохранение своей отличительности и культурных традиций. Они категорически не верят в то, что человечество когда-либо сольется в единый народ и будет говорить на одном языке. Они считают, что это будет смертью для всего человечества.
На протяжении истории многие народы исчезали с лица земли вместе с их культурой, а другие совершенно неожиданно возникали. Были филистимляне и исчезли. Не было французов и вдруг появились. Возникали многочисленные империи, из которых ни одна не выжила. Они пытались объединить в одно целое другие народы, но все их попытки не увенчались успехом.
Приход к власти сильных лидеров и вовсе необъясним. Например, до сих пор трудно понять, как могли прийти к власти те же Сталин, Гитлер или Наполеон. Ведь этого ничто не предвещало. А главное - для чего они развязывали все эти войны, которые им самим, по сути, были совсем не нужны?
Все это говорит лишь о том, что от воли человека мало что зависит, и каждый приход к власти или нападение одной страны на другую, так же как и великие завоевания империй, происходит по той же физико-географической причине, по которой камень падает на землю, а не в небо.
Ведь если все в природе работает по четким законам, а люди являются частью этой природы, то логично предположить, что и все происходящее с нами, включая наши устремления, тоже подчиняется природным законам. Природа согласно своим законам избавляется от того, что ей не нужно и порождает то, в чем нуждается, сохраняя естественный баланс.
Например, очень трудно объяснить, для чего арабы ведут джихад – «священную войну». Какую выгоду они получат от того, что кто-то еще уверует в ислам? Видимо действительно существует некий, описанный Львом Гумилевым, импульс, который заставляет людей совершать трудную и бессмысленную работу. Цель которой, как правило, иллюзорна.
Пассионарные толчки по Льву Гумилеву всегда порождали новые этносы, суперэтносы и мировые религии. Мощный творческий взлет побуждал народы пересматривать привычное отношение к Богу. Отчасти религия способствует сохранению этноса, но вероятно существуют и другие инструменты, не позволяющие народу вымирать или полностью ассимилироваться, что, по сути, одно и то же.
Вообще-то народы редко вымирали самостоятельно. Обычно это происходило с помощью других народов – завоевателей. Но завоеватели являлись также и причиной сплочения и расцвета. Народы объединившиеся и давшие отпор чужакам сохранялись и даже переживали расцвет.
Правда, до сих пор неясно, каким образом смогли сохраниться евреи. Версий на этот счет существует много. Лично мне ближе всего та, согласно которой сохранению евреев в какой-то мере способствовал антисемитизм. Полностью ассимилироваться евреям просто не позволяли другие народы.
Согласно другой версии, евреи выжили благодаря своему рассеянию по миру. Ведь для того чтобы уничтожить какой-либо этнос необходимо, чтобы он находился в одном месте. А когда народ рассеян по всей Земле, уничтожить его целиком просто невозможно.
Кочевой образ жизни облегчал и миграцию в случае опасности. Можно просто подпоясаться и переехать в более безопасное место. Ведь нет необходимости защищать границы государства, в котором проживаешь. Государство это не твое в национальном плане, а значит, и патриотизма в ее отношении особого нет. Хотя большинство евреев всегда верой и правдой служили приютившей их стране.
Окружающая нас природа бесконечно многообразна. Невозможно представить, что она могла бы ограничиться существованием какого-то одного вида животных или растений. Поэтому трудно себе представить, что на планете может существовать только один народ. Так что, стремление создать один народ, одну нацию и одну религию утопично в самой своей основе.
Народы всегда будут отстаивать свою отличительность, создавая тем самым разнообразие культур. Поэтому объединенное человечество – это не одинаковость, а некая мозаика культур, создающая прекрасное полотно. На котором каждый находится на своем месте, органично вписываясь в общую картину мира, не исчезая и не растворяясь в других.
Каждый кусочек этой мозаики - отдельная и прекрасная часть. Ведь если расплавить все в общем котле, то картина исчезнет, а вместе с ней и все многообразие ее красок. Поэтому поиск общего при сохранении многообразия – вот задача, которая стоит сегодня перед нашим обществом.
Мы должны услышать общий мотив, понять сюжет и драматургию, которая вернет нас в единство, сделает действующими лицами одной постановки, когда у каждого будет своя роль, и оставаясь единым целым, мы будем двигаться только вперед.
А почему явно не упоминается "богоизбранность" еврейского народа? И какая у него миссия?