Ари
Галилея. Как спокойно. Здесь, вдалеке от городского шума, в течение тысяч лет царил покой. Свежее дуновение ветра освежало мысли. Можно было лежать в траве и рассматривать голубое небо. Или собирать грибы в лесу, встретить оленя в чаще. Выпить хрустальной воды из ручья.
До разрушения Первого храма Галилея была самым густонаселенным место Израиля. Дома стояли тесно прижавшись друг к другу и соседи жили в мире и согласии один с другим. После разрушения Первого храма Галилея начла опустошаться. Люди оставляли свои дома, хотя могли продолжать жить как жили. Но что-то им мешало. Какая-то неведомая сила подталкивала их покидать эти края.
Но вот, спустя 15 веков люди снова вернулись сюда. Галилея стала возрождаться заново. Она снова превратилась в духовный центр. Город Цфат стал столицей Галилеи. Он гордо возвышался над всей округой. В этом городе и начало развиваться изучение науки каббала.
Центр мира
Сегодня принято думать, что центр мира там, где правят деньги, сила, власть. Так нам кажется только сегодня, когда наш эгоизм управляет нами. А тогда людям было ясно, что центр мира там, где находятся духовные ценности. Так как именно это удерживает мир от общего падения. Если бы не было в этом мире света и тех, кто его притягивает, мир не смог бы продолжать свое существование.
Со стороны света
Одним из великих каббалистов, живших в то время в Цфате, был рабби Моше Кордоверо - РАМАК. Он преподавал со стороны света, согласно ощущениям. Это когда человек постигает духовный мир и просто описывает свои ощущения. Каббалу РАМАКа могли принять, могли от нее впечатлиться только очень чистые души. Но этот период подошел к концу. Начался новый этап человеческой истории. Более грубые, эгоистические души стали спускаться в наш мир. Эти люди нуждались уже в намного более практической, реальной методике.
И такую методику преподнес Ари. Ари положил начало исправлению мира.
Сон
Из воспоминай Хаима Виталя
Однажды Ари рассказал мне о своем детстве. Он родился в Иерусалиме в 1534 г. Когда ему исполнилось 8 лет, у него умер отец. Он умер с выражением полного покоя на лице. Он знал, кто может заменить его. После смерти отца мать рассказала Ари такую историю.
Одним утро отец проснулся со странным выражением на лице. Она его спросила: "Что случилось?" "Мне приснился сон, - ответил отец. - Во сне ко мне подошел человек, облаченный в белые одежды, хотя лица его я не помню. Он сказал мне, что у нас родится сын и имя его будет Ицхак. Наш сын Ицхак избавит народ Израиля от власти нечистых сил. Так сказал он. С его помощью врата науки каббала раскроются для всего мира".
После смерти отца наступили тяжкие дни. Мать решила забрать Ари и уехать в Египет. Однажды во время молитвы Ари увидел незнакомого старика. Тот вошел в зал, занял место у окна и погрузился в чтение толстой книги, отличающейся от всех молитвенников, которые когда-либо видел Ари. Ари осторожно оглядывал старика.
"Ицхак, - вдруг произнес старик, не шевеля губами. - Тебе следует углубиться в изучение внутренней части Торы. Ты должен заниматься наукой каббала".
Книга
После этой встречи Ари запирается дома и посвящает все свое время изучению Книги Зоар. Ари не выходит из дома на протяжении долгих дней. Мир как бы прекращает существовать для него. Он углубляется в изучение Книги Зоар, пытаясь понять истинный смысл слов: рабби Хия, земля, рабби Шимон, пещера, река, небо…
И ему начинает раскрываться высший смысл великой книги. За каждым словом - огромная глубина постижения человеком себя и Высшего управления.
Уединение
Годы идут. Ари полон решимости покинуть свой дом и уединиться. "Слишком много того, что мешает сосредоточиться на учебе, - говорит он своему тестю. - А мне нужно еще многое успеть. Я страшусь мысли, что не смогу извлечь из науки каббала все, что в ней скрыто".
И тогда его тесть строит ему дом на берегах Нила, дает ему в распоряжение 10 слуг, которые должны заботиться обо всем необходимом для него. И все это для того, чтобы Ари смог посвятить каждое мгновение и каждую мысль изучению науки каббала.
Этот дом на берегу Нила стал для Ари местом великих духовных открытий. Глубокие тайны раскрылись ему там. Ступень за ступенью он поднимался к главной тайне мироздания. Вот так, с помощью изучения Книги Зоар и постоянных мыслей Ари шел к своему личному исправлению и исправлению всего человечества.
Суровая зима обрушилась на Египет. Лили проливные дожди, сильные ветры срывали крыши с домов. Нил вышел из берегов и переполнил близлежащие деревеньки ручьями воды и грязи. Дом Ари чудом уцелел, а сам Ари со своими слугами успел взойти на корабль и доплыть до берега. Тут же он отправился в ближайший молитвенный дом, чтобы отблагодарить Творца за свое спасение.
Когда окончил молитву, вдруг ощутил руку на своем плече и обернулся. За спиной стоял престарелый еврей. Ари мигом узнал его. Это был тот самый старец, который много лет назад направил его на изучение науки каббала.
"Здравствуй, старик! - сказал Ари. - Как много времени я не видел тебя. Где ты был?" "Я был по ту сторону Красного моря, - ответил старик и добавил. - Прислушайся к моему совету, Ари. Довольно тебе работать одному. Возьми свою семью и ступайте в город Цфат. Тебя ждут там".
Старец вышел за дверь и растворился в темноте переулка.
Цфат
Прошло несколько лет. Неизвестно, где находился Ари в эти годы. И вот именно тогда, когда он был готов как учитель, как каббалист, постигший все 125 духовных ступеней, именно тогда он появился в Цфате. И было ему тогда 35 лет.
Он ходил по этим улицам, размышлял. Ему оставалось жить всего полтора года. За эти полтора года он произвел революцию в мире. Духовную революцию. Он не развешивал объявлений на стенах. Не просил людей прийти к нему. Люди просто сами чувствовали, что появился особенный, великий, духовный человек, и тянулись к нему.
Судьба
Из воспоминаний Хаима Виталя
Так я впервые встретился с великим Ари. Он сидел передо мной и мне казалось, что он знает все, о чем я хочу его спросить. Я понимал, перед кем нахожусь и зарекся никогда этого не забывать. После встречи с Ари я был сильно взволнован. Целых два дня я не выходил из своей комнаты и только просил Творца дать мне силы уподобиться Ари. И чтобы я ни на миг не останавливался на своем пути к Творцу.
Методика
Когда человек изучает методику Ари, он раскрывает, что высший, духовный мир строится по одному закону - закону абсолютной любви. Что еще человек понимает из этой методики? Он начинает понимать, что до тех пор, пока он находится в своем эгоизме, он не может раскрыть этот высший мир. Высший мир останется скрыт от него. А значит, останется скрытым для него то счастье, которое ожидает его.
И тогда человек понимает, что его собственный эгоизм и есть его главный и единственный враг, пожирающий все плоды его труда и не дающий ему наслаждаться ни в этой жизни, ни в будущей. И не только он страдает от собственного эгоизма. Он приносит страдания всему миру.
Ари создал методику, позволяющую человеку подняться над своим эгоизмом. Не подавляя его, не стирая его - подняться над ним. Это методика называется методикой экрана, позволяющая человеку найти то, что он ищет на протяжении всей истории человечества: свободу, надежду, мир, любовь.
Ари раскрыл нам не только саму методику, но и то, как мы можем преподнести ее каждому человеку, чтобы каждый мог подняться в духовный мир, обретя в нем предназначенное ему счастье.
Ари говорил нам: "Представьте себе, что вы стоите у родника и жаждете напиться воды. Вы зачерпываете вашим сосудом воду, наполняете его, пьете и ощущаете, насколько грязна вода. Родниковая вода всегда чиста, это ваш сосуд грязен. В нем вся причина страданий.
Если вас сосуд нечист, то не имеет значения, насколько чиста будет родниковая вода. В нечистом сосуде чистая вода неощутима и полностью подобна этому сосуду. Она приносит лишь страдания. Если вы очистите сосуд, тщательно промыв его, то родниковая вода станет для вас источником наслаждения.
Только так. Только когда вы очистите свой внутренний сосуд от эгоизма, заложенного в вас, вы сможете ощутить все великие наслаждения, которые уготовил для вас Творец, тот великий свет, который окружает вас и светит вам постоянно. Только если вы настроитесь на раскрытие этого света, будете стремиться к нему, только тогда вы сможете очистить свой внутренний сосуд".
Стремление
Из воспоминаний Хаима Виталя
Не раз говорил нам Ари: "Хорошо, что вы не понимаете. Ваш разум - это лишь отражение вашего эгоизма, инструмент в его руках, постоянная мысль, как урвать себе больше. К Творцу можно прийти только в страстном стремлении к нему, а не пониманием. Ничего вы не можете понять, не постигнув.
Я вижу тех, кто копит знания. Вижу их и молчу. Они не добьются ничего. Пока вы не устремитесь к Творцу всем своим сердцем, Он не внемлет вашим просьбам. Если вы не снимите эту внешнюю оболочку и не устремитесь к внутренним своим желаниям, вы не поймете ни на йоту учение Ари".
Постепенно уходили те, кто не мог вынести новую методику. Сформировался новый круг учеников Ари. Мы звали себя сыновьями Ари. Мы пытались соединиться между собой в нашем стремлении к Творцу и мы понимали, что это самое главное.
Хаим Виталь не оставлял Ари ни на секунду. И даже после занятий он провожал его, идя всегда с правой стороны от него. Так они и ходили по этим улицам.
Из уст учителя
За пролившимся супом, за дождем, заставшем вас в лесу, за пауком, притаившемся в углу дома, за старцем, который как будто бы случайно присаживается рядом с вами, раскрывая книгу о каббале, за всем этим стоит Творец. Так Он призывает вас к Себе.
Поймите это, идите к Нему. Кроме Него, нет ничего. Все, что вокруг нас, - это Он, Его действия, свет Его, все собой наполняющий. Свет, призывающий вас очиститься. И чем больше мы очистимся, тем больше мы сможем приблизиться к Творцу и получим то бесконечное наслаждение, которое Он уготовил нам.
"Нет травинки внизу, над которой не было бы ангела свыше, говорящего ей: "Расти!"
Стих Ари
Однажды во время прогулки с Хаимом Виталем Ари произнес стих. Он не записывал его, слова просто сами собой лились из его уст как родник. Он четко произносил каждое слово, каждую букву, каждую высшую мысль. Так родился знаменитый стих Ари.
Знай, до начала творения был лишь высший, все собой заполняющий свет.
И не было свободного, незаполненного пространства -
Лишь бесконечный, ровный свет все собой заливал.
И не было в нем ни начала, ни конца,
А все было этим одним простым, однородным светом.
И он назывался светом бесконечности.
В этом стихе вся наука каббала. О нем можно написать тысячи докторских диссертаций и все равно мы не сможем раскрыть и тысячной доли того, что скрыто в этом стихе.
И вот после сжатия этого в центре заполненного светом пространства
Образовалась круглая пустота,
Лишь тогда появилось место,
Где могут создания и творения существовать.
И вот протянулся от бесконечного света луч прямой,
Сверху вниз спустился внутрь пространства пустого того.
Протянулся, спускаясь по лучу, свет бесконечный вниз,
И в пространстве пустом том сотворил все совершенно миры.
Нам еще предстоит раскрыть в будущих поколениях, сколько же Ари скрыл в этом своем стихе, для того чтобы мы смогли постичь всю глубину науки каббала слой за слоем, и посредством реализации этой науки прийти к вершине человеческой сущности.
Полтора года прошло с того дня, как Ари прибыл в Цфат. Он ощутил, что сделал все возложенное на него свыше и теперь пришло его время покинуть этот мир. Для каббалиста день его смерти не является тайной. Так было и с Ари.
Предсказание
Из воспоминаний Хаима Виталя
Вот тот самый дуб и его широкие ветви, в тени которых сообщил мне Ари о дне, когда его душа покинет этот мир. 5 Ава, 15 июля 1572 года.
"Через 7 месяцев ты останешься один, - сказал мне Ари. - Ты должен продолжать наш путь в точности так, как я учил тебя".
Эти слова пронзили меня как гвозди. Я так привык к своему учителю, что не мог представить себе и дня без него.
"Учитель! - сказал я ему. - Как я смогу жить, не видя больше лица вашего, не слыша вашего голоса?! Как можете уйти вы, когда мир так нуждается в вас?! Я не хочу чтобы наши души расставались!"
Чувства овладели мной, я зарыдал, встал на колени. Я просил его пожалеть меня и всех тех, кого он оставляет здесь. Ари долго молчал, глядя на меня.
Спустя несколько минут, казавшихся мне вечностью, он сказал: "Наверное я плохой учитель, если мне не удалось объяснить тебе истину. Разве ты не знаешь, что не мы отмеряем срок пребывания нашей души в теле? День и час предопределены.
Наша цель состоит лишь в том, чтобы правильно использовать то материальное время, которое было нам отпущено. То есть сделать все, что в наших силах, дабы приблизиться к Творцу, приобрести Его свойства, Его возвышенные свойства отдачи.
Если мне не удалось объяснить это лучшему из моих учеников, что я могу сказать об остальных? Это не расставание, это не траурный день. Хаим! Хаим Виталь, скажи, что это было лишь минутной слабостью. Нет ничего хуже, нет ничего хуже отчаяния. Оно отрицает управление Творца.
Признак веры - это радость. Если я научил тебя, что такое вера, значит, нет места отчаянию. Нет! Ты должен принимать все с радостью, так как нет зла в мире".
Решение
В последние дни своей жизни Ари начинает отдаляться от учеников. Он принимает решение, которого они совсем не ожидают. Он запрещает им впредь заниматься наукой каббала. Запрещает всем, кроме Хаима Виталя. Он знал, что каббала сможет быть передана будущим поколениям наиболее точно, ответственно только через Хаима Виталя.
Прощание
Из воспоминаний Хаима Виталя
Перед смертью собрал великий Ари всех своих учеников. Все пришли, все, кроме меня. Именно в этот день мне пришлось уехать из города по некоему незначительному делу. Позже, когда мне стало известно о случившемся, я не мог понять, почему не позволил мне Творец услышать последние слова великого учителя. Почему у меня отняли возможность попрощаться с ним.
И сейчас я часто размышляю о том часе, когда все мои товарищи стоят вокруг учителя, в то мгновение, когда он должен покинуть этот мир, а меня с ним нет.
Мне рассказали, что в последний момент он поднял голову, окинул всех взглядом и спросил: "А где Хаим Виталь?" Ему сказали, что меня нет в городе, а он, как мне рассказали, тяжко вздохнул и сказал, что ему жаль, что меня нет сейчас среди них. "Также передайте ему, - сказал Ари, - что я не покину его. Если он останется моим верным учеником, я буду с ним".
После смерти учителя Хаим Виталь не нашел учеников, которые смогли бы изучать методику Ари. Он много пережил, много повидал, переезжая с места на место. Жил в Иерусалиме, потом в Дамаске. Там и умер один, без учеников.