Перекрёсток
Две платформы развития предлагались человечеству - коммунизм советской интерпретации и капитализм.
Первый испустил дух с началом перестройки в Советском Союзе.Тогда, в далекие восьмидесятые, радость идеологов капитализма не знала границ. Согласно их мнению, крушение советской системы экономики, по сути, стало доказательством превосходства капитализма над коммунизмом. Вопрос: какая система более эффективна для человечества? - был снят с повестки дня.
Стало ясно, что «невидимая рука» рынка Адама Смита, когда множество игроков действуют, исходя из своих узких экономических интересов, привела рынок к максимизации общественного богатства и распределительному эквилибриуму лучше, чем горстка коммунистических функционеров, пытавшихся обеспечить товарами и услугами население соц. лагеря.
Крушение берлинской стены стало кульминационным моментом, сказочным балом, надеждой замученного социализмом населения на хорошую в экономическом отношении и свободную с точки зрения демократических свобод жизнь. Однако бал вскоре закончился и сменился всё усиливающимся похмельем.
Оптимизм идеологов капитализма постепенно сменился пессимизмом. Причинами данного пессимизма стало два фактора.
Первый - надежды на оптимальное распределение общественного богатства не оправдались. Всего лишь 2% взрослого населения земли владеет более чем половиной мировых богатств. Процесс экономического разрыва между богатыми и бедными странами усиливается из года в год.
Особенно удручает тот факт, что процесс расслоения происходит не только между сытой Европой и голодной Африкой, но и между богатыми и бедными жителями самих западных стран. Согласно статистическим данным, вероятность осуществить американскую мечту, то бишь выбиться из грязи в князи, в экономическом понимании уменьшается из года в год.
Средний класс, надежда идеологов капитализма, вымирает как динозавры. Свободные игроки Адама Смита стали собираться в банды олигархов, строить системы финансовых и управленческих пирамид, скупая всё и вся, контролируя средства массовой информации, постепенно лоббируя выгодные для себя законы через ранее демократические институты власти. Оболочка осталась прежней, та же свободная экономика, но внутреннее содержание полностью изменилось.
Статистика не обманывает. Клан западных олигархов постепенно перекачивает остатки общественного богатства в свои карманы. Создав гораздо более умную систему политического, юридического и экономического контроля, они постепенно стирают первичные базисные принципы капиталистической экономики. Так что же, коммунисты оказались правы? Нет.
Второй фактор - это разрыв связки «свободный рынок - либеральная демократия». Если раньше считалось, что эти два понятия взаимосвязаны и являются постоянными спутниками друг друга, то реальность показала другое. Появился ряд стран, которые сумели совместить свободный рынок, либо его очень близкий аналог, и тоталитарную, либо недемократическую систему управления государством.
Оказалось, что экспансия экономического либерализма совершается проще и главное - без связи с распространением принципов либеральной демократии. Желание отождествлять капиталистическую экономику с авангардом, первой ласточкой грядущих демократических изменений в обществе, осталось в наивном прошлом. Постепенное прозрение происходит и у идеологов либеральной демократии. Уже не все так розово и однозначно.
Европейская социал-демократия также себя не оправдала. На фоне желания решить проблемы старения населения посредством завоза эмигрантов, под напором радикального ислама Европа сегодня боится потерять своё лицо. Это отличный пример того, как экономическая проблема приводит к обострению политической, социальной и религиозной обстановки.
Пенсионный кризис и безработица молодежи только начинают себя проявлять. В 2008-2010 годы складывалось впечатление, что Европа и Америка как два ученика на экзамене смотрят один к другому в тетрадь с целью найти и списать долгожданный выход из кризисной ситуации. И там, и там проблемы. Ни там, ни там система не сработала.
Крах коммунистического лагеря и тяжелая болезнь капитализма и либеральной демократии подводит человечество к новой фазе развития. Экономика - это один из индикаторов состояния человечества, лакмусовая бумажка, которая однозначно показывает, что мы зашли в тупик идеологических моделей прошлого века. Идеологические платформы коммунизма, капитализма и социал-демократии либо уже не служат, либо дают больше и больше сбоев.
Данный кризис западной цивилизации несёт в себе громадные возможности и надежды наряду с большими рисками, если мы будем пытаться реанимировать отмершие модели. Какую дорогу мы выберем, зависит только от нас, от смелости изменить свое мышление и оторваться от старых, неработающих парадигм.
Сегодня еще очень рано говорить, как будет выглядеть новая парадигма развития человечества. Ясно одно - в новом, глобальном мире, где все системы взаимосвязаны, где наука, технология, информация, экономика, финансы, культура перестают быть локальными, не может быть парадигмы, работающей по принципу нулевого актива, когда на каждого выигравшего обязательно должен быть кто-то проигравший. В параллельных системах это возможно, в одной глобальной реальности – это суицид.
Для того чтобы успешно перейти в новую эру, нам необходимо генерировать новые базовые человеческие ценности. Это не находится на интуитивном уровне, к этому должны стремиться, постепенно меняя/воспитывая себя и своих детей. А экономика, как производный инструмент новой системы, подстроит себя под новые базовые ценности.