Совесть – признак человечности
Однако, несмотря на активную борьбу, терроризм всё ещё остается одной из главных угроз безопасности для Израиля и других государств. Идеология экстремизма и терроризма разрушает наши традиционные нравственные ценности, общественный уклад, историю. Терроризм – это общий враг человечества.
В последнее время не проходит и дня без попытки убийства граждан. Гибнут совершенно невинные люди: мальчик на велосипеде, пожилой прохожий, молящийся у Стены плача, женщина у дверей своего дома, полицейский на службе. Находясь на улице, почему-то хочется проявить геройство и фантазировать, глядя на прохожих: «Вот если сейчас на эту женщину с ребенком набросится террорист с ножом, то я метнусь и прикрою их собой. И даже если буду ранен, всё равно найду в себе силы, чтобы уложить его на лопатки. А затем прохожие помогут скрутить преступника и передать его в руки полиции». На ум приходит и другая итоговая версия: «Прохожие придут ко мне на помощь и устроят самосуд, чтобы не было у негодяя возможности причинять вред после тюремного заключения».
Когда гибнут люди им обычно сочувствуют, подсознательно ставя себя на их место и опасаясь, что это может произойти и с ними или с их близкими. При несчастном случае говорят, что это судьба, или сам человек виноват. А вот если гибель происходит от рук злоумышленников, вина возлагается на убийцу. Хотя однажды в разговоре на эту тему с одним человеком я спросил: «Вы не опасаетесь ходить по улицам, ведь в стране не прекращаются вооруженные нападения террористов?» «Не боюсь, - ответил он, - всё это дело судьбы - если мне суждено быть зарезанным, значит, я точно не утону».
В ответе прозвучал сарказм, за которым скрывается страх, но я почему-то этот ответ запомнил. Была в нём некая неизбежность и в какой-то мере даже оправдание террориста. Мол, чему быть, того не миновать, от судьбы не убежишь. Психика человека устроена таким образом, что она включает защитный механизм и помогает тем самым человеку избавиться от страха перед мнимой опасностью. Иначе люди не смогли бы даже выйти из дома. Чувство страха не позволило бы им куда-то пойти.
Склад личности
Существует убеждение, что терроризм совершается под воздействием психотропных веществ, угрозы, нищеты, политики, фанатичной идеологии и прочего. Например, обещания о присвоении звания героя с перемещением к девственницам в раю. Однако терроризм нельзя объяснить исключительно внешними причинами, игнорируя особенности совершающей его личности. Нарисуйте какую угодно цель, всё равно, для того чтобы она заставила совершить преступление, необходим определенный склад личности.
Мы всегда остаёмся самими собой, как бы ни складывались жизненные обстоятельства. И на самом деле это очень важный факт. Ведь если бы любой человек мог убивать, поддаваясь давлению, жертв было бы огромное количество. Но просто недоброжелателей у евреев намного больше, чем реальных убийц.
Обычно люди стрессоустойчивы и могут контролировать свои действия. И если они идут на умышленное убийство, то по причине моральных изъянов и нарушения психики. Наказанием за убийство должны быть исправление и реабилитация. Однако длительное пребывание в местах лишения свободы не меняет сути личности террориста. Поэтому, что именно заставляет совершать кровавые злодеяния, для криминологов остаётся загадкой. Теорий о причинах возникновения терроризма много, но вот методов реабилитации склада такой личности нет. Приходится обходиться профилактикой, эффективность которой пока не доказана.
Суть в том, что сама биология, сами инстинкты запрещают человеку убивать другого человека. И это известно с давних пор. Например, в XVII веке в Речи Посполитой было замечено, что перед сражением полк солдат на стрельбище поразил 500 мишеней. А через несколько дней в бою под огнём этого же полка погибли только трое солдат противника.
Кант, говоря о сути нравственных правил, сказал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Важнейшее значение Кант придавал совести как «нравственному судилищу». А двумя главными обязанностями людей в отношении друг друга Кант считал любовь и уважение. Любовь он толковал как «удовольствие от счастья других». А под уважением понимал «сострадание другим людям в их несчастьях и разделение их радостей». Кант осуждал все пороки, в которых выражается человеконенавистничество: недоброжелательность, неблагодарность, злорадство. Главной добродетелью он считал человеколюбие.
Вот я и думаю, что в случае терроризма, что-то пошло не так. Ничто человеческое нам не чуждо, а терроризм чужд, значит он - не человеческое. Он прямое нарушение нравственных правил людей и законов природы.
Принцип талиона
Самое интересное, что большинство людей, в отличие от тех, кто видит в злодеяниях проявление судьбы или рока, всё же винят террориста и требуют возмездия. И это правильно, особенно если вспомнить о принципе талиона. Одна из древнейших и известнейших формулировок этого принципа - фраза из Торы «око за око».
Помню, как премьер-министр Израиля Беньямин Нетаниягу в своем выступлении как-то процитировал: «Кто с мечом придет, от меча и погибнет». Я не сторонник религиозных норм, но подобные высказывания политиков в совокупности с желанием возмездия граждан говорят о том, что для террористов нужно ввести смертную казнь. Вот только не гуманно это.
Гуманность нашего законодательства не позволяет мстить и тем самым нам самим превращаться в убийц. Поэтому террористов содержат в тюрьмах. Но ведь не лишено основания высказывание, что тюрьма – это школа для воров. И специальную тюрьму, где содержатся одни террористы, можно смело назвать школой терроризма. Освобождаясь из которой, террорист становиться ещё более профессиональным преступником.
Место среди людей
Американские психологи Свенг и Маршан, работавшие по заказу Пентагона, выяснили, что если боевое подразделение ведёт непрерывные боевые действия в течение 60 дней, то 98% личного состава сходят с ума. При этом психологи четко и аргументировано показали, что оставшиеся 2% - психопаты. У них отсутствуют чувство вины или угрызений совести. Являясь 100% ударной силы армии в ближнем бою, в гражданской жизни эти 2% становятся убийцами и террористами и, как правило, сидят в тюрьмах. На войне такие личности незаменимы, но вот в мирное время…
Человеческая совесть не материальна. Она как бы растворена в воздухе и потому у нас есть возможность забыть о ней, отогнать от себя её угрызения. Но если бы совесть материализовалась, мы бы просто сошли с ума, ведь она постоянно напоминала бы нам о наших проступках.
Я не Бог и не мне решать, кому жить, а кому умирать. Но я думаю, что было бы неплохо материализовать совесть террористов. А если они бессовестны, то им не место среди людей. Ведь совесть является признаком человечности.