Мы не знаем мир, в котором живем
Как вы относитесь к этой фразе?
Мы существуем в каком-то объеме природы. Мы не знаем всю природу. Мы не знаем даже эту часть, в которой существуем, с которой мы контактируем. И поэтому нам трудно говорить о том, что нам надо еще открыть, чтобы ответить на вопросы: кто мы, что мы, где мы и так далее. Так что вопросов здесь множество, ответов на них практически нет.
И чем дальше мы развиваемся, тем больше у нас, в принципе, появляется вопросов. И даже те ответы, которые были ранее, кажутся нам сегодня уже какими-то неполными, неявными, неясными.
Скажите, пожалуйста, почему человеку дается ощущение, что он чувствует, что есть что-то скрытое от него?
Это хорошо. Во-первых, это есть и у животных. Они тоже существуют в мире, который им не совсем ясен.
Но у человека это больше находится в области его познания. Тут нам, конечно, с животными не сравниться. У нас намного больше вопросов, причем теоретических, исходящих, в принципе, не от нашего существа, а от нашего развития, от его неполноты, неполноценности. Но как-то мы все-таки с этим справляемся.
Это ощущение человека, что есть что-то скрытое от него, что ему недоступно, ему повезло с этим или нет? Это положительно для него?
Это вообще вопрос, который существует на всех уровнях природы, даже растительной. Потому что все стремятся к чему-то большему: к познанию, к знанию, к овладению и так далее. У человека, конечно, это особенное развитие вопросов, и он все время ищет на них ответы. Но в наше время мы уже начинаем понимать, что, в принципе, природа настолько разнообразная, настолько гибкая, настолько безграничная, что нам, в принципе, ее не понять.
Если вернуться к Ричарду Фейнману. Он сказал, что, возможно, нам придется прожить с этой неопределенностью. Вообще это отношение… Вы сейчас как раз упомянули, что мы немножко смиряемся с этим, что есть что-то, что нам доступно и что недоступно. Это отношение нормальное или нет? Или должно быть какое-то более прагматичное отношение?
Нет, я думаю, что это отношение нормальное. То есть мы, в принципе, понимаем, что не в наших силах охватить весь тот объем информации, ощущений, постижений, который есть у природы.
Скажите, есть множество типов людей по своему развитию. Кто-то не чувствует скрытого объема данных, то есть скрытых факторов, которые воздействуют.
А есть люди, множество ученых, которым это не дает покоя, которые страдают от этого, что есть множество факторов, которые нельзя раскрыть. Они и пытаются, и ставят целью своей жизни именно это.
То есть буквально человек чувствует реальность, скрытую от него, он от этого страдает. Это ощущение. Человек не может сказать себе: "Не страдай, относись по-взрослому". Какой-то смысл в это вкладывается природой?
Это удел человечества, которое должно ощущать свою неполноценность в познании. И благодаря этому ощущению оно-таки двигается вперед. Но о том, позна́ем ли мы всю природу, будет ли природа раскрыта перед нами, или в нас, об этом вопрос практически не стоит. Ответить на него нельзя.
А каков должен быть баланс между тем, что, возможно, мне придется с этим жить до конца, и с моими усилиями больше войти в эту неопределенность, узнать, познать, продвинуться?
Нет, мы стараемся войти в эту неопределенность, познать, узнать, развиться, ощутить - об этом нет речи. Но дело в том, что по мере накопления знаний, особенно в последнее время, мы свыкаемся с тем, что не все нам дано. Не все мы сможем познать и очевидно огромный слой знаний, объем знаний так и не будет нами постигнут никогда. Вселенная раскрывается нам во все большем и большем своем непознании.
Вот это интересно! То есть тривиальный путь, как человечество это воспринимает, - мы движемся от незнания к познанию. Вы сейчас говорите обратную вещь.
Я говорю обратную вещь, да, что по мере своего развития человечество начинает постигать свою ограниченность в познании, в ощущении.