Кто этот ближний, которого я должен любить?
На чем основан этот закон "возлюби ближнего"? Кому он необходим?
Он основан на главном законе, я бы сказал, единственном законе всего мироздания, всей природы - законе любви.
Вы видите это как закон природы, не как просто какая-то этика поведения, правильного отношения?
Природа представляет собой единую систему, уравновешенную систему. Хотя нам и кажется, что иногда происходят какие-то совершенно непонятные действия, катаклизмы, взрывы и так далее, но это все равно все входит в один общий закон - полного, общего взаимодействия неживой, растительной, животной, человеческой природы и ее еще более и более высших слоев, и низших слоев, которых мы не знаем, - всевозможные элементарные силы, частицы и так далее.
То есть вообще все построено на абсолютном взаимодействии, на абсолютной поддержке. И мы постепенно-постепенно в наших науках пытаемся разгадать это общее взаимодействие, прийти к какому-то общему виду, форме, я бы сказал, формуле, по которой взаимодействует вся природа, абсолютно вся. Но пока мы до этого еще не дошли. Но вообще, в принципе, это и является целью развития человека.
А почему написано не "возлюби всех", а именно ближнего? И вот это слово "ближнего" - оно, мне кажется, путает, потому что каждый решает себе, кто такой ближний.
Нет, имеется в виду абсолютно всех, вообще. Причем даже не имеются в виду люди, а любая часть природы: неживая, растительная, животная, человеческая. Они все входят в эту категорию "ближнего".
То есть ближний - это не тот, кто мне близок по духу…
Нет-нет.
По идеям.
Нет. Тогда ты начнешь все это сортировать и отбирать, что ближе, что дальше. Нет.
То есть каббала говорит, что ближний - это включая все?
Все, что вне меня, должно быть моим ближним, и я к этому должен относиться с любовью.