Пути вселенной неисповедимы
Потом появились высокообразованные немецкие евреи. Они так и не поняли, как можно жить среди песков и левантийцев, и создали мир европейского “баухауза” в Тель-Авиве, а также кибуцы - на различных территориях. Это была некая мечта - прожить жизнь без социального статуса, которого евреи так и не познали в полной мере у себя на родине.
Позже, преодолев страшные трудности, приехали полукочевники из Йемена, затем лавочники из Касабланки. Эфиопские евреи. Ну и, наконец, евреи из СССР из общества всеобщего равенства и социальной справедливости, со своей культурой, ценностями, мировоззрением и привычками. И тут... всё смешалось в доме Облонских!
Идея «избранного народа»
Тема антисемитизма - одна из самых популярных. Поэтому удивить кого-то новыми открытиями в этом очень непросто, да и не нужно. Известно несколько версий причин его возникновения, подробно описанных различными авторами. Самые распространённые из них: месть за распятие Христа, зависть за еврейский ум и успехи, возложение вины и ответственности за все невзгоды, обвинение в заговоре, образ общего врага и прочее. При этом некоторые сионисты считали, что проявления антисемитизма закончатся после того, как у евреев появиться своё государство. К сожалению, и после того, как государство появилось, проявления антисемитизма продолжаются и даже принимают новый характер, выражающийся в различных видах антиизраильской пропаганды.
Такая маленькая страна не сходит с первых полос газет и является главной темой новостных передач. Весь мир почему-то озабочен Израилем и обязательно должен быть в курсе того, что там происходит. Хотя на самом деле ничего такого плохого, о чем говорят в мире, в Израиле нет. Во всяком случае, не всё так плохо.
Так что, всё это выглядит странно и нелогично. Но заглянем в еврейские источники.
«Ты выбрал нас из всех народов, возлюбил и возвысил нас из всех племен…, и приблизил нас, чтобы служили Тебе», - говорится в молитве. То есть евреи - всего лишь облеченные доверием служители. Они не управляют, а ведут за собой своим примером. (Хотелось бы верить, что это именно так.) И возвышение себя над другими народами как «избранного народа» - на мой взгляд, является не менее важной причиной антисемитизма.
Мы видим, что снобизм проявляется у евреев даже по отношению друг к другу. Израиль раздроблен на различные сектора и пока мало похож на народ с национальным единством. Можно ли в таком разладе претендовать на богоизбранность? Ведь нет даже элементарной сплоченности.
Помню, как на меня обиделся один мой воспитанник, когда я по ошибке назвал его бухарским евреем.
— Откуда ты приехал в Израиль? – спросил я его.
— Из Самарканда, – ответил он.
— Так ты имеешь отношение к бухарским евреям? – продолжил я.
— Боже упаси! Мои предки были эвакуированы из Украины во время войны, – обиженно возразил ученик.
И таких примеров множество. Они демонстрируют, насколько разнообразно наше общество и насколько оно разобщено. А ведь для того чтобы нести какие-то идеи другим народам, необходима сплочённость. И понимание того, в чём на самом деле заключается «избранность» - не в изоляции, а в проявлении любви и бескорыстном служении другим народам.
Наши мудрецы говорили: «Царь не может издать указ о признании себя царём. В конце концов, признание царя зависит от признания его народом, а не только от наличия короны на его голове». Кто будет слушать и брать пример с людей, которые ставят себя выше других? Пусть даже и по праву. Ведь таким образом в тех, кто не родились евреями, создаётся чувство приниженности. Подрываются гордость, уверенность в себе, в стабильности своего положения.
И всё же это второстепенно. Прежде всего, нужно объединить евреев, создать единое общество. Единство очень быстро появляется, когда возникает внешняя угроза, опасность. Мы видим это по жизни в диаспоре и в периоды военных конфликтов в Израиле. Но неужели мы будем объединяться только перед угрозой войны и всплесками антисемитизма?
На самом деле недовольство и раздражительность по отношению к евреям со стороны других народов выглядят больше как моральное несогласие. Ведь люди пытаются вырваться даже из-под безжалостного гнёта времени и судьбы. А тут евреи, которых невозможно отделить от общества других государств, нельзя переселить, уничтожить, отправить в оппозицию и т.д. Словно действует некое указание свыше. «Кругом одни евреи» и ничего с этим не поделаешь. А они к тому же кичатся своей отличительностью и богоизбранностью. Вот люди и пытаются хоть каким-то образом избавиться от ощущения бессилия, продемонстрировать свою значимость, независимость и свободу, используя антисемитизм как протест.
И тут следует отметить один интересный факт. Несмотря на то, что у евреев теперь есть свое государство, большинство из них до сих пор предпочитают жить в диаспоре. А те, кто переехали в Израиль, продолжают жить так, как жили в изгнании.
К сожалению, большинство евреев не считали, что принадлежат к еврейскому народу. Они ощущали себя лишь членами некой религиозной или региональной общины. Поэтому в Израиле продолжают сохранять культуру страны исхода, словно опасаясь выходцев из других стран. С трудом подпуская к себе представителей других секторов израильского общества. Понятно, что в такой ситуации, прежде всего, необходимо менять мировоззрение. Учиться жить как в своей стране, а не как в гетто. Среди соплеменников, а не чужеземцев. Однако люди не хотят прикладывать усилия для перемен, предпочитая жить по привычке. Ведь в привычной боли даже ложная уверенность лучше, чем неизвестность.
И получается, что в такой ситуации невозможно обойтись без помощи всё того же антисемитизма или антиизраильской пропаганды. Ведь евреям, трудно прийти к согласию самостоятельно. «Два еврея - три мнения» - гласит поговорка. Если не будет угрозы, то, скорее всего, израильтяне, начнут воевать друг с другом. Воевать за права своей общины, за льготы, за бюджеты, за справедливость и за любое проявление неуважения по отношению к культуре и привычкам отдельного сектора.
Роль христианства
Всё мировое христианство признаёт евреев богоизбранным народом. Ни у кого нет сомнения, что Иисус придерживался иудаизма, выступая за реформы и объединение иудейского царства.
В том, что обычно называют Нагорной проповедью, в изложении Матфея, есть такие слова Иисуса: «Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить. Говорю вам: пока не исчезли земля и небо, даже мельчайшая буква, даже черточка не исчезнет в Законе. Все это сбудется!»
Не секрет также, что именно в христианских странах происходили самые сильные вспышки антисемитизма: черта оседлости, гетто, погромы, Холокост. Мусульмане вообще особых претензий к евреям не имели вплоть до возникновения Израиля. Даже на территории Палестины евреи с арабами жили вполне мирной жизнью. Об этом писали Гроссман, Оз, Шалев. Но важно заметить, что именно благодаря проявлениям антисемитизма зародилось сионистское движение в Европе. А после Катастрофы европейских евреев было создано государство Израиль.
Неважно, существовал Иисус или нет. Я не хочу ни доказывать это, ни опровергать. Важно, что с древних времён был запущен механизм, который для евреев работает до сих пор. И цель его – собрать всех евреев в одном месте и объединить. Нельзя сказать, что процесс уже близок к завершению, но что он проходит с успехом – это факт. Ведь задействован в нём, ни много, ни мало, весь мир. Весь мир своим давлением словно помогает евреям разобраться в самих себе и понять, в чём заключается их истинное предназначение.
Мы разные, но мы вместе
В Израиле действуют несколько факторов, объединяющих евреев в единый народ – это язык, Тора (религия) и общая история до изгнания. И вместе с тем, страна носит сильный секторальный отпечаток - следствие этнического разнообразия израильского общества. Эта данность сложилась вопреки идеологии «плавильного котла», которая продолжает безуспешно действовать и по сей день. Что на самом деле смешно, ведь, несмотря на такую низкую эффективность этой идеологии, правительство до сих пор не предложило другой альтернативы для развития общих для всех граждан, светских основ государственности, гражданского права и свобод, без которых невозможно социально-экономическое процветание и единство. Ведь религия, хоть и являлась фундаментом единства для евреев всего мира на протяжении истории, сегодня служит источником множества противоречий в обществе.
Если задаться вопросом: «Какое влияние оказало на евреев изгнание и последующее рассеяние?», - то ответом может служить: «Отрицательное». Ведь именно из-за долгого пребывания в диаспоре евреи стали еще больше непохожими друг на друга. Впитали в себя не только хорошие качества, но и немало плохих. Как следствие, Израиль превратился в многокультурное национальное государство. Что затрудняет его сплоченность.
Однако можно ответить, что изгнание оказало и положительное влияние. Не было бы изгнания, сценарий мог бы быть совсем другим. Возможно, сегодня даже не было бы и народа. Он растворился бы, как и другие не менее великие народы древности.
Однако евреи оставили след своего пребывания по всей Земле. Они впитали культуру других народов и теперь израильское общество олицетворяет весь мир в одной стране. Хотя остаётся при этом национальным государством. Мультикультурность - это не всегда плохо. Это своеобразный капитал, которым просто нужно уметь пользоваться.
«Вселенная смотрит на себя глазами людей», - сказал как-то профессор РГГУ Вячеслав Иванов. Без человека у Вселенной не было бы необходимых средств, чтобы стать гармоничной. И всё, что мы умеем: наше искусство, наша литература, поэзия, музыка, - необходимы, чтобы отразить эту гармонию. Показать, как замечателен внешний мир, как прекрасна и гармонична природа. Для того чтобы увидеть свою красоту, Вселенной надо посмотреть на себя глазами людей - это только гипотеза, однако многое говорит в её пользу.
Так какую из частей нашего мира ещё не видели еврейские глаза? Какими ещё видами творчества не выражали красоту увиденного? Казалось бы, после такого зрелища сам Бог велел возвращаться домой и, высвобождая свои творческие силы, обогащать и дальше всё человечество. И всё же одного внешнего описания мало. Наряду с внешней гармонией, необходимо прийти и к гармонии внутренней.
Сегодня Израиль похож на мозаику культур, но пока ещё это просто кусочки керамики, из которых можно создать прекрасную картину. Где каждый кусочек может оказаться на своём месте, создавая гармонию в соответствии со своей культурой. Не исчезая и не растворяясь. Ведь если расплавить всё в общем котле, картина исчезнет. Пропадет всё её многообразие, краски и красота. Земля Израиля станет непривлекательной, да и непригодной, для проживания.
Поиск общего при сохранении многообразия - вот задача сегодняшнего дня для израильского общества. Нам следует услышать общий мотив, понять сюжет и драматургию, которая вернёт нас в единство. Сделает действующими лицами одной постановки, в которой у каждого своя роль, но все вместе мы - единый народ, который двигается только вперед.
Так, обретя эту ясность цели и сплотившись в единое целое, евреи смогут выполнить свою амбициозную задачу, о которой мы только начинаем догадываться. Вот тогда и можно будет заявлять с гордостью об идее «избранного народа» и рассчитывать на признание этого факта другими, не вызывая при этом неприязни и ненависти.
Эпилог
Я как-то слышал одну историю: Андрей Дмитриевич Сахаров (создатель водородной бомбы) читал домашнюю лекцию о том, как устроена Вселенная. И когда он закончил, его жена Елена Боннэр спросила его: «Андрей, ты нам рассказываешь о пространстве, времени. Но почему ты совсем не упомянул о Боге?» А Андрей Дмитриевич так мечтательно сказал: «Люся, ты понимаешь, Бог - это ведь такое…, очень значительное. Когда такие, в общем, пустяковые вещи - пространство, время - разве это может вязаться друг с другом?»
Пути вселенной неисповедимы.
Уважаемый Влад, прошу не торопиться принимать мои слова за грубость. Мы на поле дискуссии. Вы предложили статью, я высказываю свое мнение, возможно, не умное и не грамотное.
Мне представляется, что уже многократно читал подобное толкование антисемитизма и, самое неприятное – подобное отсутствие СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО, ПОЛЕЗНОГО вывода. «Поиск общего при сохранении многообразия – вот задача сегодняшнего дня для израильского общества. Нам следует услышать общий мотив, понять … все вместе мы – единый народ, который двигается только вперед. … обретя эту ясность цели и сплотившись в единое целое, евреи смогут…». В этом наборе слов - недееспособная пустота.
Говоря о «задаче правительства» надо представить анализ системы «мировой контекст – израильское население – правительство во времЕнной динамике». Тогда можно намечать:
а) наилучший РЕАЛЬНЫЙ вариант задачи, принимаемой ТАКИМ правительством ТАКОГО народа в ТАКОЙ мировой ситуации;
б) наихудший РЕАЛЬНЫЙ вариант задачи, принимаемой правительством;
в) наиболее вероятный вариант.
Говоря о «сплочении в единое целое» надо представить и содержательно описать отдельные части, особо выделяя, что в каждой из них способствует, а что препятствует движению к сплоченности. Надо указать возможного «инициатора» движения к сплачиванию и показать его состоятельность.
Все это требует привлечения достаточного социологического материала и корректной обработки этого материала. Без этого – 1.пустословие по поводу судьбы еврейского народа и 2.откровенная спекуляция на болезненной проблеме антисемитизма.
Уважаемый, Влад, если Вы готовы СОДЕРЖАТЕЛЬНО оспорить мое мнение, я готов или признать свою неправоту, или подкрепить свои оценки.
Статья как вы правильно поняли, не полностью раскрывает проблему многокультурия, секторальности и отсутствие единства. Также как и не дает конкретных инструментов и направлений для решения задачи. Вот и кажется пустой - это статья, а не труды. Для такой работы нужно много времени и места на бумаге. Поэтому, я очень рад тому, что вы смогли вникнуть в мои размышления и я был бы очень рад продолжить работу над обработкой этого материала с вашей помощью. Проблема не простая и требует создание рабочей группы для коллективного вмешательства.
Хочу заметить, что в статье не столько было важно показать проявление антисемитизма и антиизраильской пропаганды, сколько понять процессы мирового влияния на еврейский народ. Процессы очевидны, но не совсем пока понятны. Вопрос: что должно произойти для того, чтобы евреев оставили в покое? Мир должен изменить свое отношение к евреем или евреи должны измениться? Если евреям необходимо меняться, то вот каким именно образом? вот в чем должна заключаться основная работа по моему мнению...
Мы с вами уже подружились и надеюсь встретиться после вашего возвращения...
Огромное впечатление от прочитанного.
Впервые встречаю человека, который а) воспринимает наши источники без мистическо-языческой зауми, а связывает вечные идеи с реальной ситуацией, сложившейся в Израиле в результат "киббуц галуйот"; б) высказывает подобные мысли.
1. Антисемитизм. "«Ты выбрал нас из всех народов, возлюбил и возвысил,...чтобы служили Тебе»... То есть евреи – всего лишь облеченные доверием служители...И возвышение себя над другими народами как «избранного народа» – на мой взгляд, является не менее важной причиной антисемитизма."
2.Антиизраилизм. "На самом деле недовольство и раздражительность по отношению к евреям со стороны других народов выглядят больше как моральное несогласие...в такой ситуации невозможно обойтись без помощи всё того же антисемитизма или антиизраильской пропаганды. Ведь евреям, трудно прийти к согласию самостоятельно."
3.Взаимоотношения с не-еврейским миром. "Весь мир своим давлением словно помогает евреям разобраться в самих себе и понять, в чём заключается их истинное предназначение."
4.Главная идеологическая (а отсюда и политическая) проблема. "правительство до сих пор не предложило другой альтернативы для развития общих для всех граждан, светских основ государственности, гражданского права и свобод, без которых невозможно социально-экономическое процветание и единство. Ведь религия, хоть и являлась фундаментом единства для евреев всего мира на протяжении истории, сегодня служит источником множества противоречий в обществе."
5. О Б-ге без раввинов, а со ссылкой на мыслителя мирового уровня (мировой уровень - это и есть наследие сверхдержавы СССР, которым обладают только "русские"). "Бог – это ведь такое…, очень значительное. Когда такие, в общем, пустяковые вещи – пространство, время – разве это может вязаться друг с другом?"
Влад Богуславский, название – сразу указывает на атеизм автора! Это же подтверждается «идеей избранности», приписываемой самому народу… то есть вы пытаетесь разобраться в еврейском вопросе, изначально и беззастенчиво отрицая саму еврейскую концепцию!
Каждый народ в своих собственных глазах – особенный. Свои ближе, дороже, роднее… и этим уже дискриминируют всех «не своих». Так же происходит с любой социальной общиной, объединённой по тому или иному признаку. Ничего тут уникального.
Вот вы предлагаете «заглянуть в еврейские источники»: “Ты выбрал нас из всех народов, возлюбил и возвысил нас из всех племен…, и приблизил нас, чтобы служили Тебе” … и называете это «возвышением себя над другими народами», в чём видите причину антисемитизма. Но вы и рассуждаете как антисемит! Потому что по-вашему евреи не избраны Творцом… а всего лишь претендуют на это! А дальше – совершенно потрясающим образом утверждаете (САМИ) что «избранность» еврейского народа – на самом деле! – заключается в служении другим народам!!! А это у вас из каких источников?.. антисемиты таких идей не высказывают!.. несмотря на то, что осуществить были бы рады, и время от времени – предпринимают попытки.
Если евреи служат другим народам, то это только через их служение Творцу!.. которым они и избраны… с этой целью. Мир – существует волей и милостью Создателя! В любой момент. Добро, праведность – служит милосердию Всесильного ко всему (всем). Во времена Храма к Судному дню приносили в жертву 70 быков, по количеству населяющих Землю народов. Понимаете? Евреи служат Творцу ради всего этого мира! Мира, которому без Творца не быть!!! Потому и евреи не исчезают… И об этом заботятся, служить Закону, Творцу, чтобы мир (со всеми народами) существовал. При этом никому своего служения передоверять не должно!.. и не можно! Не заповедано такого… не для того избраны.
Антисемитизм же, по попустительству Творца, действительно служит сплочению, объединению… отрезвлению евреев. Служба прекращаться не должна. И жертвы свои берёт.
Что касается христианства и ислама – это такие же «богоизбранные» по собственным убеждениям… По образу и подобию народа Израиля, признающие его избранность (в своё время), и убеждённые сменой прежнего, утраченного – на новое истинное!!! Которому принадлежат. Но важное принципиальное отличие иудаизма от этих монотеистических образований на его основе то, что в отличие от прочих, заинтересованных в росте числа своих сторонников и распространении своего учения как единственно верного на весь мир, евреи – не расширяют свои ряды и пределы! Тогда как вожделенная цель христианства – выкрестить мир Б-жий, и в этом видят свою задачу, аналогично и мусульмане – мировой халифат, евреи ничего подобного не преследуют… но преследователи евреев! – приписывают им «собственные цели и задачи».))
Уважаемый Влад, прошу не торопиться принимать мои слова за грубость. Мы на поле дискуссии. Вы предложили статью, я высказываю свое мнение, возможно, не умное и не грамотное.
Мне представляется, что уже многократно читал подобное толкование антисемитизма и, самое неприятное – подобное отсутствие СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО, ПОЛЕЗНОГО вывода. «Поиск общего при сохранении многообразия – вот задача сегодняшнего дня для израильского общества. Нам следует услышать общий мотив, понять … все вместе мы – единый народ, который двигается только вперед. … обретя эту ясность цели и сплотившись в единое целое, евреи смогут…». В этом наборе слов - недееспособная пустота.
Говоря о «задаче правительства» надо представить анализ системы «мировой контекст – израильское население – правительство во времЕнной динамике». Тогда можно намечать:
а) наилучший РЕАЛЬНЫЙ вариант задачи, принимаемой ТАКИМ правительством ТАКОГО народа в ТАКОЙ мировой ситуации;
б) наихудший РЕАЛЬНЫЙ вариант задачи, принимаемой правительством;
в) наиболее вероятный вариант.
Говоря о «сплочении в единое целое» надо представить и содержательно описать отдельные части, особо выделяя, что в каждой из них способствует, а что препятствует движению к сплоченности. Надо указать возможного «инициатора» движения к сплачиванию и показать его состоятельность.
Все это требует привлечения достаточного социологического материала и корректной обработки этого материала. Без этого – 1.пустословие по поводу судьбы еврейского народа и 2.откровенная спекуляция на болезненной проблеме антисемитизма.
Уважаемый, Влад, если Вы готовы СОДЕРЖАТЕЛЬНО оспорить мое мнение, я готов или признать свою неправоту, или подкрепить свои оценки.
Статья как вы правильно поняли, не полностью раскрывает проблему многокультурия, секторальности и отсутствие единства. Также как и не дает конкретных инструментов и направлений для решения задачи. Вот и кажется пустой - это статья, а не труды. Для такой работы нужно много времени и места на бумаге. Поэтому, я очень рад тому, что вы смогли вникнуть в мои размышления и я был бы очень рад продолжить работу над обработкой этого материала с вашей помощью. Проблема не простая и требует создание рабочей группы для коллективного вмешательства.
Хочу заметить, что в статье не столько было важно показать проявление антисемитизма и антиизраильской пропаганды, сколько понять процессы мирового влияния на еврейский народ. Процессы очевидны, но не совсем пока понятны. Вопрос: что должно произойти для того, чтобы евреев оставили в покое? Мир должен изменить свое отношение к евреем или евреи должны измениться? Если евреям необходимо меняться, то вот каким именно образом? вот в чем должна заключаться основная работа по моему мнению...
Мы с вами уже подружились и надеюсь встретиться после вашего возвращения...
Огромное впечатление от прочитанного.
Впервые встречаю человека, который а) воспринимает наши источники без мистическо-языческой зауми, а связывает вечные идеи с реальной ситуацией, сложившейся в Израиле в результат "киббуц галуйот"; б) высказывает подобные мысли.
1. Антисемитизм. "«Ты выбрал нас из всех народов, возлюбил и возвысил,...чтобы служили Тебе»... То есть евреи – всего лишь облеченные доверием служители...И возвышение себя над другими народами как «избранного народа» – на мой взгляд, является не менее важной причиной антисемитизма."
2.Антиизраилизм. "На самом деле недовольство и раздражительность по отношению к евреям со стороны других народов выглядят больше как моральное несогласие...в такой ситуации невозможно обойтись без помощи всё того же антисемитизма или антиизраильской пропаганды. Ведь евреям, трудно прийти к согласию самостоятельно."
3.Взаимоотношения с не-еврейским миром. "Весь мир своим давлением словно помогает евреям разобраться в самих себе и понять, в чём заключается их истинное предназначение."
4.Главная идеологическая (а отсюда и политическая) проблема. "правительство до сих пор не предложило другой альтернативы для развития общих для всех граждан, светских основ государственности, гражданского права и свобод, без которых невозможно социально-экономическое процветание и единство. Ведь религия, хоть и являлась фундаментом единства для евреев всего мира на протяжении истории, сегодня служит источником множества противоречий в обществе."
5. О Б-ге без раввинов, а со ссылкой на мыслителя мирового уровня (мировой уровень - это и есть наследие сверхдержавы СССР, которым обладают только "русские"). "Бог – это ведь такое…, очень значительное. Когда такие, в общем, пустяковые вещи – пространство, время – разве это может вязаться друг с другом?"
Влад Богуславский, название – сразу указывает на атеизм автора! Это же подтверждается «идеей избранности», приписываемой самому народу… то есть вы пытаетесь разобраться в еврейском вопросе, изначально и беззастенчиво отрицая саму еврейскую концепцию!
Каждый народ в своих собственных глазах – особенный. Свои ближе, дороже, роднее… и этим уже дискриминируют всех «не своих». Так же происходит с любой социальной общиной, объединённой по тому или иному признаку. Ничего тут уникального.
Вот вы предлагаете «заглянуть в еврейские источники»: “Ты выбрал нас из всех народов, возлюбил и возвысил нас из всех племен…, и приблизил нас, чтобы служили Тебе” … и называете это «возвышением себя над другими народами», в чём видите причину антисемитизма. Но вы и рассуждаете как антисемит! Потому что по-вашему евреи не избраны Творцом… а всего лишь претендуют на это! А дальше – совершенно потрясающим образом утверждаете (САМИ) что «избранность» еврейского народа – на самом деле! – заключается в служении другим народам!!! А это у вас из каких источников?.. антисемиты таких идей не высказывают!.. несмотря на то, что осуществить были бы рады, и время от времени – предпринимают попытки.
Если евреи служат другим народам, то это только через их служение Творцу!.. которым они и избраны… с этой целью. Мир – существует волей и милостью Создателя! В любой момент. Добро, праведность – служит милосердию Всесильного ко всему (всем). Во времена Храма к Судному дню приносили в жертву 70 быков, по количеству населяющих Землю народов. Понимаете? Евреи служат Творцу ради всего этого мира! Мира, которому без Творца не быть!!! Потому и евреи не исчезают… И об этом заботятся, служить Закону, Творцу, чтобы мир (со всеми народами) существовал. При этом никому своего служения передоверять не должно!.. и не можно! Не заповедано такого… не для того избраны.
Антисемитизм же, по попустительству Творца, действительно служит сплочению, объединению… отрезвлению евреев. Служба прекращаться не должна. И жертвы свои берёт.
Что касается христианства и ислама – это такие же «богоизбранные» по собственным убеждениям… По образу и подобию народа Израиля, признающие его избранность (в своё время), и убеждённые сменой прежнего, утраченного – на новое истинное!!! Которому принадлежат. Но важное принципиальное отличие иудаизма от этих монотеистических образований на его основе то, что в отличие от прочих, заинтересованных в росте числа своих сторонников и распространении своего учения как единственно верного на весь мир, евреи – не расширяют свои ряды и пределы! Тогда как вожделенная цель христианства – выкрестить мир Б-жий, и в этом видят свою задачу, аналогично и мусульмане – мировой халифат, евреи ничего подобного не преследуют… но преследователи евреев! – приписывают им «собственные цели и задачи».))