В рай попадают через ад
"Кто ты?" - спросил мудрец. "Самурай", - ответил воин. "Ты врешь, - сказал мудрец, - у тебя лицо нищего". Самурай выхватил меч. Мудрец сказал: "Вот так открываются двери ада". Самурай понял и поклонившись спрятал меч. "А так открываются двери рая", - сказал мудрец.
Вопрос мой такой: можно ли на любое оскорбление не вытаскивать меч? То есть не проходить ад перед раем?
Очень трудно. Я думаю, что практически невозможно.
То есть вся дорога в рай вымощена через ад, который ты проходишь?
Да.
Это серьезно.
А что же ты сделаешь? Такими мы созданы. Это и есть этот наш несравненный эгоизм.
То есть, в принципе, он никому не прощает, он должен тут же ответить.
Да. Первая мысль - это выхватить меч. Потому что такие мы, никуда не денешься от этого. Мы никак не можем перевернуть себя, чтобы нами руководствовалось добро. Потому что "Я создал зло".
Это как бы слова Творца.
Творца, да. "И создал Тору для его исправления". Но вначале это зло.
Тут, конечно, хорошо бы к основам пойти - почему зло было создано вначале. Почему?
Чтобы человек смог осознать природу от края до края.
Свою природу?
Да. От зла до добра. Полностью, оба проявления и потом склониться к добру. Тогда действительно им будет руководствоваться добро над злом. Но одно без другого не может быть.
То есть так или иначе в рай мы проходим через ад?
Конечно.
А в чем тогда мудрость человека? Мы говорим "человек - мудрец".
Заранее видеть, не проходя ад на каждом шагу, заранее видеть, что тебе надо поступать по-другому. Но это дается очень большими испытаниями и опытом.
То есть опыт постоянного ада приводит к тому, что человек мудреет, да?
Конечно. Как тот японский мудрец.
Да.
Да, сначала самурай вытащил, потом он сказал: "Вот теперь у тебя рай", - когда он спрятал.
Вы часто говорите такую фразу, что человек может смириться. Вы даже говорили "покорность", такое слово вы использовали. Вы использовали слово "отмена", "отмена себя". Вы часто используете.
Это все очень сложные состояния, которые надо все-таки пройти через ад.
Да?
Да. Я не верю в то, что человек может преодолеть себя заранее, не имея большого опыта. Это невозможно.
У нас часто такие вопросы задаются. Вы сейчас об этом говорите - подняться над своим эгоизмом. Это и называется "подняться над своим эгоизмом"?
Да.
Вот задают прямой вопрос: что такое подняться над эгоизмом? Что это такое?
То есть чувствовать его во всех его возможных проявлениях в жизни, даже в природе.
Эгоизм?
Эгоизм. И все время возвышаться над ним. Склонять голову.
Да?
Да. То есть уменьшать эгоизм. Уменьшать, принижать, подавлять.
Свой эгоизм?
Свой, конечно.
Мы обычно подавляем чужой эгоизм.
Какой? Нет, это…
Свой?
Да.
А скажите, если постоянно делать это упражнение, подавляя свой эгоизм, отменяя себя...
Я не думаю, что это упражнение вообще возможно. Это философия.
Да?
Да. А возможно, только если это постепенно-постепенно тренировать в подходящем обществе.
То есть должно быть такое окружение, когда все хотят этого, да?
Когда все хотят этого. Не могут выполнять, но хотят.
У них есть ощущение, что они не могут выполнять?
Нет, конечно. Осознание зла должно быть. И тогда они все вместе, друг перед другом, совместно могут, помогая друг другу, выкарабкиваться из этой зловонной ямы.
Скажите мне, пожалуйста, это вообще на ком - выкарабкаться оттуда? На нас или это происходит…?
На нас! Просить, умолять, думать, говорить, показывать примеры друг другу и таким образом действовать. И каждый, у кого эгоизм больше, он, конечно, становится затем выше. В общем, это работа.
Понятно. Если эта работа делается в обществе тех, которые хотят выйти из эгоизма, это помогает другим?
Это другим помогает даже не просто примером. Даже неважно, они это видят или не видят. Потому что это сила природы и она таким образом добавляется в общее уравнение природы и перевешивает вначале эгоизм, а затем альтруизм.
То есть, в принципе, вы говорите, что если эта группа сумеет приподняться, то она начнет поднимать за собой всех?
Да. Ну, надо действовать.