Тело - это всего лишь мясо с костями?
История, которая мне не дает покоя долгие годы. Я хочу с вами ее разобрать. Я приехал в Израиль, и у меня был друг, и есть, в Беэр-Шеве. Он доктор наук, еврей, а его жена русская, но такая, знаете, которая выучила иврит лучше нас вместе взятых, очень любит Израиль. У них трое детей, трое сыновей, все пошли в боевые части.
Старший сын 14 лет назад, во Вторую ливанскую войну погиб. Погиб, это была такая трагедия, ну сами понимаете, огромная в семье. Я приехал как раз к ним на «шиву» — когда сидят семь дней. И они мне рассказали об ударе, который они еще получили. Еще один – когда сына не разрешили хоронить вместе с ребятами-евреями.
Их трое погибло. А он по израильским законам не еврей, и его не разрешили хоронить вместе с ними на еврейском военном кладбище. Хоронили на отдельном участке. И все время они ходили за мной и спрашивали: «Ну почему?! Они же вместе сражались, они вместе погибли, они вместе должны лежать. И он так любил Израиль».
Это такая заноза в меня вошла очень сильно в сердце. Я ничего им объяснить толком не смог. Но вот, я смотрю, сейчас, с течением времени… Это многих волновало, в 2017 году ввели закон, что могут хоронить на еврейском военном кладбище, но на расстоянии двух метров от последней могилы.
А вот сейчас вошел закон, что могут хоронить солдат на еврейском военном кладбище, и рядом, но в то же время, если он не еврей, то могила должна быть вырыта глубже на 20 сантиметров и вокруг могилы должен быть заборчик, и стоять дерево. То есть все время какие-то «но» существуют. Вот эти «но» существуют. Он служил в армии, они вместе воюют, ребята. Почему это? Знаете, это такая боль у меня все время. Почему?!
Я не смогу этого объяснить. Потому что с точки зрения каббалы, я не хочу показаться идущим против всех и вся, но это вообще не имеет никакого значения, где закапывают человека и что происходит с его телом. Как Бааль Сулам сказал: «Мне абсолютно неважно, где зароют мешок с моими костями».
И то же самое я тебе говорю о себе и вообще обо всем. Ничего от этого тела, от этого бренного мяса с костями, ничего в нем нет святого, чтобы что-то оставалось. Абсолютно ничего!
Вообще Зоар, Тора, каббала говорят о душе. Только о душе! Не о теле. Тело — нам кажется, что оно существует. Это просто вот такая иллюзия, что мы существуем в теле. А вообще это душа, только душа существует — желание! А мы видим это желание в виде какого-то телесного обличия. И поэтому мне трудно говорить. Потому что каббала здесь выступает с такой стороны, что с ней не может согласиться ни одна религия, абсолютно ничего!
То есть неважно нам, куда будет брошено тело?
Нам абсолютно ничего неважно.