Израиль – кормушка для монополий?

Богачи не просто так стали богачами. Некоторые имели начальный капитал, другие достигли успеха с нуля, работая над своей идеей фикс. Они вкалывали, вкладывали силы и время. Они сами построили себе карьеру, разумеется, используя при этом свои особые задатки. С какой же стати я вскакиваю с любимого кресла перед телевизором и начинаю распинаться о несправедливости?
Запишитесь в клуб Открытого телеканала, чтобы получать уведомления о новых проектах, приглашения в студию на телепередачи и на мероприятия в городах.
@

Поделиться проектом с друзьями:

Израильская экономика понемногу превращается в вотчину монополий. Но сколько бы мы ни роптали на магнатов за алчность, они не станут другими. Да и законы тоже. В отличие от воды, деньги текут вверх. И так будет до тех пор, пока не изменится само наше общество.

Капитал и власть едины

В последние годы Израиль начал сознавать эту ситуацию: малая группа из десяти-двадцати семей, фактически, контролирует общественную кассу страны. Как выразился ярый борец с монополизацией, главред экономического издания “The Marker” Гай Рольник, «речь идет о маленьком клубе, который помыкает народом посредством денег народа».

«На кону» три триллиона шекелей, судьбу и назначение которых определяют считанные люди. Они распоряжаются этими средствами, ссужают их друг другу и извлекают из них огромную прибыль, тогда как «публика» оплачивает счета.

Связка капитала и власти очень сильна, поскольку большие деньги контролируют ставки и «теплые места». В результате представители государственных ведомств часто действуют в интересах капиталовладельцев, а не общества.

Кроме того, те же семьи и олигархи владеют средствами массовой информации. Как следствие, мы получаем «дозированные» сведения о происходящем и часто остаемся в неведении относительно истинных путей денежных потоков.

В конечном счете, обрисовывается очень неприглядная картина: горстка богачей составляет свой «узкий кабинет» и правит страной, включая ее регулирующие и контролирующие органы. Ну а граждане тем временем «выживают» в борьбе с дороговизной жизни, не имея возможности понимать коррупционные, по сути, схемы и препятствовать их реализации.

Разделяй и властвуй

У меня есть несколько богатых знакомых за рубежом: по большей части, в Англии и США. Приезжая в Израиль, они легко могут организовать встречу с главой правительства, министрами и парламентариями. Пускай здесь у них нет прямых возможностей влиять на власть, промышленность и экономику, однако их уважают за капитал и принимают по первой просьбе.

Что касается их собственного бизнеса, то где бы они его ни вели, деньги обеспечивают их такими же и даже более сильными, чем в Израиле, рычагами влияния. Они связаны с правительствами на местах так же, как и наши местные богачи. А потому я не считаю, что Израиль находится в особенно опасной ситуации по сравнению с другими странами мира. В этой связи, стоит привести знаменитую уже инфографику мировых брендов:

Идет закономерное капиталистическое развитие, на заключительных этапах которого, как и предупреждал Маркс, богатству суждено перетекать от большинства к меньшинству. Наш эгоизм постоянно эволюционирует, растёт, на пиках желая «поглотить» всех, воцариться над всеми. Зачем – человек особо не задумывается. И только защитные механизмы дают ему понять: «Против этого соперника не стоит сражаться. Пускай он возьмет свою часть, а ты – свою». Так крёзы делят мир.

Всё дело в желании

Монополизация в Израиле – естественная вещь. Маленькая страна, большие эгоисты – вот и выходит, что экономическая «пирамида» здесь резко вздымается вверх. С другой стороны, в больших странах богатство всё-таки «растекается» чуть шире.

В целом же, сила богатейших людей планеты проистекает не из денег, а из огромного, неукротимого желания, которое ими движет. Они получили его по наследству и по наследственности, они «варились» в соответствующем окружении, они образовывали конгломераты на протяжении жизни поколений, у них есть представители в правительствах и во власти, их обслуживают ведущие адвокатские фирмы… Одним словом, они умеют хотеть и добиваться своего.

Такова наша жизнь: люди с сильными желаниями выбиваются вперед, а люди с желаниями поменьше ищут свою область применения, необязательно в предпринимательстве. Творчество, образование, культура, политика – в каждой сфере ведется своя «купля-продажа», но всё-таки, чтобы добиться большего, нужно родиться особенным. И ничего тут не поделаешь: есть Карузо, есть Рембрандт, есть Ростропович – и есть, допустим, я, ничем не выдающийся. То же касается и науки – не всем же быть Эйнштейнами.

Бывает и так, что сильное желание не обеспечивает материальных преимуществ. Некоторые известные художники или композиторы окончили жизнь в нищете и голоде. Искусство, внутреннее развитие было для них столь важно, что остальное просто не имело значения. К примеру, Модильяни чуть ли не кровью писал свои картины.

Одним словом, всё дело в эгоизме – как он вспыхивает в человеке и к чему толкает его. Над этим мы не властны, это закладывается природой, а затем человек реализует себя. Если кто-то достигает высоких ступеней, то потому, что силен, умен и, возможно, в чем-то удачлив. Он идет в гору, а я – нет. Мне недостает сильного желания, высоких рассудочных способностей, да и той уникальной ситуации, которая могла бы дать начальный импульс.

Так или иначе, эгоистическое устремление требуется везде – вопрос лишь в том, к какому развитию оно нас подталкивает. 90% людей, вообще, рождаются без ярко выраженного, направленного желания. Они просто хотят хорошо жить и даже не понимают, что это значит – гореть чем-то, добиваться чего-то в науке, в искусстве, в финансах и т.д. Человек завершает рабочий день, возвращается домой, проводит время с домашними, забавляется с детьми, ждет отпуска… Голова свободна, ничего не надо. На экране вечерний сериал – и всё прочее уже неактуально.

Из кресла с упреком

И вот, люди, пускай даже замечательные, но не амбициозные, лишенные больших устремлений, внезапно замечают людей с сильными желаниями, которые заработали себе богатство, добились власти… В чем же тут проблема?

Богачи не просто так стали богачами. Некоторые имели начальный капитал, другие достигли успеха с нуля, работая над своей идеей фикс. Они вкалывали, вкладывали силы и время. Они сами построили себе карьеру, разумеется, используя при этом свои особые задатки.

С какой же стати я вскакиваю с любимого кресла перед телевизором и начинаю распинаться о несправедливости? Всё происходит в точном соответствии с природой мира. Так мы устроены, так мы строим общество. Равные стартовые условия? Справедливость? А вы сами когда пропустили в последний раз кого-нибудь вперед, чтобы компенсировать свою незаслуженную фору?

Какой же смысл предъявлять другому претензии: «Что ты наделал?» В конечном счете, он сделал то, что мог в рамках общества, к которому принадлежал.

Хватка – не порок

Магнатов клеймят за то, что свою силу они используют, играя на невежестве и слабости других, «прогибая» окружающих под свои интересы. Но давайте будем честными до конца – всё это у нас в порядке вещей.

Так ведет себя почти каждый. Я тоже хочу быть впереди. Я тоже не уравниваю себя с другими, не ограничиваю себя их уровнем достатка. Напротив, я всегда хочу возвышаться над ближними за их счет, доминировать над ними, хоть в чем-то. Именно превосходство над другими делает меня «человеком» в собственных глазах.

Взять к примеру израильских водителей, которые истово доказывают друг другу, кто главный: сигналят, протискиваются вперед, подрезают, лихачат, готовые чуть ли не сбросить «соперников» в кювет. Правда, приходится делать расчет: «Стоит ли оно того? Нужны ли мне неприятности? Зачем тратить нервы и деньги? А что если меня просто побьют?..» Зато как только человек видит реальную возможность – лезет вперед без оглядки. На дороге и в жизни.

Тем более это касается магнатов. На крайний случай, они могут прибегнуть к услугам хороших юристов либо пообещать синекуру представителю регулирующей инстанции. Всё это, если так можно выразиться, в рамках закона.

С другой стороны, многие воротилы разных мастей все-таки попадают за решетку. Что поделаешь, это часть их жизни. Некоторые заранее готовы провести годы под следствием, в судебных процессах и тяжбах, в конфликтах с конкурентами, под охраной телохранителей… Это их стезя. Даже самый законопослушный олигарх, наряду с роскошью, живет в постоянной борьбе за максимальную прибыль с минимальными издержками.

Ну а я, напротив, предпочитаю сесть на диван, посмотреть свой футбол или сериал – и спокойно отправиться спать без лишней нервотрепки, зная, что завтра мы с женой снова пойдем на работу, дабы обеспечивать себя и детей. Да, за мою комфортную жизнь тоже надо платить определенную цену. Если же мне хочется комфорта и покоя вместе с миллиардами – такого не бывает.

…Но и не добродетель

Оправдываю ли я власть богачей? Вовсе нет. Ни к чему хорошему не приведет расслоение общества, обнищание нижних слоев, набеги «привилегированных» секторов на общественную кассу, сосредоточение денег и власти в руках семейных и коммерческих кланов…

Вот маленький пример – монополизация продовольственного рынка страны:

Monitor, июль 2012

Разумеется, подобная картина скверно сказывается на нашем кошельке, который для монополистов служит неисчерпаемым источником вдохновения – и дохода. Многие израильтяне не могут свести концы с концами именно потому, что крупные игроки в различных областях экономики утрачивают остатки чувства меры.

Однако, в любом случае, жалобы на засилье олигархов ни к чему не приведут. Хуже того, даже если обозленные массы выйдут на улицы, то потому, что их спровоцируют к этому специалисты своего дела, сами желающие занять места нынешних «счастливчиков». Транспаранты понесут слабые, а во главе их будут стоять сильные организаторы, использующие потенциал масс для захвата власти. После чего всё снова вернется на круги своя…

За кулисами театра демократии

Чтобы разрешить эту проблему, надо понять, откуда у нее «растут ноги».

В человеческой природе действует некий механизм, воспроизводящий одну и ту же иерархию в любых обстоятельствах. Миром правит лишь этот негативный подход, не сбалансированный позитивом. Нет «хороших» и «плохих», все наши отношения, если вглядеться, движимы одной лишь отрицательной силой. И останавливает нас только страх наказания: «Здесь меня подловят, здесь кольнут, здесь унизят, здесь посрамят, здесь дадут от ворот поворот…» Вот и всё, что нас сдерживает.

В идеале, не скованный ограничениями, я хочу, чтобы весь мир был мой. И так – каждый. Однако каждый видит свои границы и – как правило, подсознательно – вычисляет, до какой степени ему стоит прикладывать усилия.

Постойте, а как же те, кто едва доживают до получки? Они тоже часть системы, они тоже участвуют в её формировании. Человек внутренне безотчётно согласился, чтобы она была именно такой, чтобы над ним властвовали – поскольку не желает вкладывать силы. У него нет к этому порыва, задатков, устремления. Разумеется, он ни в чём не виноват и обществу еще предстоит научиться вернее распределять свои ресурсы среди разных по свойствам частей.

Но почему человек, живущий в рамках изначально эгоистической системы, жалуется на тех, у кого есть порыв и способности? Тогда уж надо жаловаться Высшей силе на то, что она его таким создала.

Вручив полномочия сильным, мы почему-то ожидаем с их стороны хотя бы элементарной порядочности, которая позволит нам вести нормальную жизнь. Но с какой стати кто-то откажется от своего? Или от чужого, которое может стать своим? Если у человека миллиард на счетах, для чего он должен поступиться десятью шекелями? Чтобы и другие могли прожить? Чтобы функционировало государство? А зачем ему это? Он и есть – государство.

Так он воспринимает свой статус – и с прочими не считается. Да, он ежемесячно выдает зарплату подчиненным – пускай даже сотни миллионов. Но повышать отчисления он не желает, ему это невыгодно. Он не сможет развивать бизнес, если будет «просто так» делиться с другими. Его деньги постоянно находятся в обороте, а не лежат без дела.

Так чему же мы удивляемся? Если я, обычный гражданин, не готов уступить другому, то почему требую уступок от магната? Он не хочет уступать и имеет достаточно сил, чтобы не уступать. Это на меня легко надавить, а он не боится нажима – у него целая армия адвокатов и прочих специалистов. В результате простые люди платят налоги, а богачи умело уклоняются от них.

И так по всему миру – в масштабах ещё бóльших, чем у нас в Израиле. В Америке, например, никому и в голову не придет укорять миллиардеров. Для американцев эта ситуация вполне справедлива. Когда человека выкидывают с работы, ему некого попрекнуть. И он знает, что к пенсионному возрасту никто о нем не позаботится, если он сам не позаботится о себе. Аналогично в России никто не будет считаться с людьми, которые выйдут на улицы с обвинениями в том, что их обворовывают.

Эгоизм рвется на волю

По сути, мы живем в джунглях – из-за того что нами движет одно лишь дурное начало. И пока мы не обретём его противоположность, доброе начало, пока в своей жизни, в себе самих не уравновесим негатив позитивом, пока наши сердца не откроются друг другу навстречу, мы ничего не сможем поделать.

Вот уже десятки тысяч лет идет наше развитие – исключительно эгоистическим путем. Где же добрая сила? Не пора ли уже найти ее? На самом деле мы давно уперлись в стену эгоизма, но не желаем поднять голову и оглядеться, чтобы увидеть планету, целиком охваченную волчьими законами, которые одни умело используют против других – в каждой стране и в межгосударственных отношениях.

Эти условия четко предсказаны в каббале. Весь современный мир становится «круглым», замкнутым, – говорит она, – наш эгоизм глобализируется и охватывает, «поглощает» всех в период своей решающей экспансии. Отравлено всё: государство, власть, общество, супружество, дети, старики... Обостряются международные и межрелигиозные конфликты, возникают непримиримые партии и сектора в каждом народе и в каждой стране. Впереди нас ждут войны, кровопролития, стихийные катаклизмы – последствия человеческой природы, ловушка испорченных отношений.

Всё это «расцветает», вспыхивает у нас на глазах взрывной волной. Росшее и развивавшееся в нас зло накопилось до такой степени, что сегодня как будто «рождается», выходит на свет и проявляет себя без утайки. Словно змейка, окрепшая в яйце и теперь рвущаяся на волю. Словно вылупляющиеся крокодильчики.

Мудрость равновесия

Период, когда эгоизм выходит наружу, называется в каббале «осознанием зла», осознанием наших свойств. И здесь, за неимением другого выхода, мы сможем обратиться, наконец, не к собственному естеству, а к Природе, и извлечь из нее добрую силу.

Нравоучения бесполезны. Наша свобода воли заключается в том, чтобы на деле раскрыть добрую силу и уравновесить ею зло. Не надо уничтожать его. Нам необходим негатив, равно как и позитив – в общей связке. Так мы и двинемся к сбалансированной, доброй жизни между двумя этими силами, между «плюсом» и «минусом».

Ведь именно мы, люди, до сих пор не достигли равновесия. Вся природа сбалансирована, и только мы вызываем в ней дисбалансы, наблюдая дурные результаты на неживом, растительном и животном уровне. Что же касается человеческого общества – в нем правит одно лишь зло. И потому нам нечего и помышлять о хорошей жизни, пока мы не извлечем из Природы позитивную силу и не сопряжём её грамотно с негативной, чтобы мирно и по-хорошему двигаться к балансу между ними. Вместо крайностей – восполнение. Вместо войн – умиротворение. Не будет бесконечного соперничества за место под солнцем, и не будет тщетных нотаций о мифической добродетели. Разобщающие порывы своего естества мы научимся уравновешивать силой единства. Другого решения нам не найти.

И из всего мира, первым способен на такое только народ Израиля. Ведь в основе его лежит мудрость Авраама, наука каббала, объясняющая, как реализовать эту задачу. А кроме того, противостояние со всем миром обяжет нас, в конечном итоге, отыскать позитивную силу и сбалансировать общество, став примером для всех – «светом для народов».

Таким мне видится ближайший этап развития. Он приведет к тому, что противоположности уравновесятся, большой «минус» компенсируется большим «плюсом» и мы будем жить на их контрасте и противостоянии, на гармонии противоположностей. Точно так же, любой прибор основан на взаимном противодействии двух сил, между которыми он и выполняет свою задачу.

Тогда сильные больше не будут эксплуатировать слабых. Напротив, нам всем захочется не расшатать, а сбалансировать ситуацию, и мы увидим, что равновесие несёт всем, включая магнатов, ещё больший успех и процветание. Ведь и «великие мира сего» в наши дни тоже сталкиваются с угрозами – причём намного более острыми и глубокими, по сравнению с обычными гражданами.

Ну а пока что давайте согласимся в главном: монополия эгоизма в человеческих отношениях – вот что в корне мешает расцвету нашей экономики. И этот исконный дисбаланс нам необходимо преодолеть.


Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии