Книга Зоар. Тайна раскрытия
ІІ век н. э. Маленькая Иудея стонет под властью Рима. Уже сожжен Второй Храм — основа веры, но дух Иудеи не сломлен. Воины Бар-Кохбы полны отваги и безрассудства.
Регулярная армия римлян, покорившая полмира, вдруг бессильна перед этими голодранцами. Но слишком неравны силы.
Восстание жестоко подавлено. И чтобы окончательно сломить волю народа, вынесен смертный приговор великому Учителю — рабби Акиве.
Это последние дни его жизни. Рядом с ним пятеро учеников. А ведь его школа была огромна! Где же все его ученики?
24 000 учеников рабби Акивы погибли от беспричинной ненависти. Они упали с высоты взаимной любви, в которой находились, в мир черной зависти, гордыни, эгоизма. И исчезли, словно и не было их.
Рабби Акива знает, что он будет казнен. Это последнее наставление Учителя своим ученикам. Рабби Шимон бар Йохай (РАШБИ) — один из них.
РАШБИ считали человеком странным, склонным к чудесам. На самом деле он склонялся только к одному чуду: как поднять этот мир, полный страданий и бед, к Любви, к Гармонии… к Творцу.
И именно этим он был опасен для римлян. Духом свободы, который излучал.
Сначала они казнили его Учителя — рабби Акиву. А затем пришли за ним, за РАШБИ. Чтобы казнить его и его сына Элиэзера, не менее опасного, чем отец.
Но римляне не успели. Отец и сын исчезли, растворились среди гор и лесов северной Галилеи. С этого и начинается история написания Книги Зоар.
На севере Эрец Исраэль, среди лесов и горных троп, у деревни Пкиин затерялась маленькая пещера. В ней едва могут поместиться два человека. Здесь в течении 13 лет живут рабби Шимон и его сын Элиэзер. Питаются плодами рожкового дерева и водой из источника, протекающего прямо здесь.
И им достаточно этой пищи. Потому что основная пища для них — духовная. Именно здесь, в сырой, темной пещере им раскрывается вся гармония мироздания, бесконечная Любовь, которая управляет миром.
Им раскрывается Творец. И они понимают: цель жизни каждого человека на земле — раскрытие Творца.
Но и лично их цель, отца и сына, становится им ясна — они должны написать Книгу. Книгу, которая шаг за шагом расскажет, как раскрыть эту Высшую силу природы.
Но ведь их разыскивают, их хотят казнить. Написать книгу невозможно физически. Вдруг неожиданно умирает римский император. И в короткий срок приходит весть об отмене смертного приговора рабби Шимону и его сыну Элиэзеру.
И они выходят из пещеры. Выходят с одной мыслью: Книга должна быть написана в самые короткие сроки! И этому есть причина.
Они знают: вот-вот народ отправится в изгнание на долгие 2000 лет. С ними должна быть Книга. Книга Зоар
Книга Зоар будет написана здесь, в пещере Идра Раба рабби Шимоном и его 9-ю учениками. Но сначала надо войти в пещеру.
Вы скажете: ну и что тут такого? Пусть войдут и напишут. Почему же они медлят? Потому что есть условие. Книга должна быть написана одним сердцем. Это значит, что 10 каббалистов должны стать как один автор.
Как это сделать? Какой союз они должны заключить? Как должны подавить свой эгоизм, себялюбие, себя — каждый! Чтобы отмениться один перед другим. Но это главное и необходимое условие.
Только представьте себе, на этом условии была получена Тора на горе Синай. Тора! Книга книг! И то же условие стоит и сейчас перед РАШБИ и его учениками: стать одним человеком с одним сердцем. Какой же высоты Книгу они должны написать!
И они понимают это. И заключают братский союз. Соединенными они входят в пространство, которое открывается перед ними. Как в открытый космос.
У каждого из них своя, особая роль в написании Книги. Вот их имена: рабби Шимон бар Йохай, рабби Элиэзер, рабби Йоси, рабби Аба, рабби Йуда, рабби Ицхак, рабби Хизкия, рабби Хия, рабби Йоси и рабби Иса.
И недаром они столько готовились. Оказалось, что для того чтобы написать даже первую букву, даже коснуться пером пергамента, нужны часы, дни, месяцы подготовки.
Написано в Книге Зоар: «Как хорошо и как приятно сидеть братьям еще и вместе». Да, вначале они ощущают себя братьями. «Это товарищи, которые сидят вместе, не расставаясь друг с другом».
Но вдруг!
«Сначала они выглядят как люди, враждующие между собой и готовые убить друг друга». Только что братья, понимающие, любящие и вдруг ненавидящие, сжигающие! Как это может быть?!
Но именно для этого они и заключили союз братства. Для того чтобы в черное время ненависти вспомнить о союзе. И РАШБИ знает это. И они это знают.
Чтобы написать Книгу Зоар, им должна раскрыться бездна. Разделить их, разорвать, сделать врагами. Потому что они обязаны пройти все то, что будет проходить мир, сегодняшний мир.
Они должны ощутить эту ненависть, прочувствовать ее до костей, чтобы суметь подняться над ней и снова вернуться к братской любви.
Написано: «Но затем они возвращаются к братской любви». Это происходит не сразу, нет. Но они уже знают, Кто разжигает между ними ненависть, и зачем Он это делает. И они обращаются к Нему, к Творцу и просят Его о помощи.
«И Творец слушает их речи, и это доставляет Ему удовольствие, и Он радуется им». Все прегрешения Творец покрывает любовью. Так Он раскрывается им. Как Сила, соединяющая их в одно целое. И результатом этого становится возможность писать.
Они писали Книгу Зоар, только когда выходили из падений. Когда поднимались над бездной, их разделяющей. Только тогда перо вдруг касалось пергамента
и рождались буквы, слова… Волшебные строки великой Книги.
«Человек должен познать и постичь тайну души: что представляет собой его душа, откуда она пришла, для чего спустилась в это тело, рожденное из зловонной капли, которое сегодня здесь, а завтра в могиле.
И он должен постичь этот мир, в котором он находится, и познать, каким образом его нужно исправить. А затем, вглядываясь в высшие тайны высшего мира, должен познать Творца».
Писали они с высоты любви, с высоты полного постижения Творца. Иначе невозможно было писать. Они заложили в Книгу Зоар такую энергию, такую силу единства, которая может соединить несоединимое.
Они думали о нас, сегодняшних. Разобщенных, воюющих, ненавидящих. Они знали, наступит время, когда не будет конца войнам, и близкие станут далекими, а родные — врагами, и ненависть будет править в мире.
И мы перепробуем все способы остановить падение. И не сможем. И отчаимся. И запросим помощи. Тогда и наступит время Книги Зоар как инструкции подъема над злом.
Но пока не дойдем до тупика, Книгу нельзя раскрывать. Пока мы не осознаем, что мы рабы эгоизма, пока не захотим вырваться из рабства, Книга должна быть скрыта.
Для этого выбран был рабби Аба. Только рабби Аба знал, как скрыть духовные знания, чтобы не воспользовались ими раньше времени. Сделает свое дело рабби Аба, скроет ее силу. Но и сам пергамент на котором была написана Книга, будет спрятан.
Книга словно исчезла на сотни лет. Она ждала своего времени, чтобы раскрыться. И вдруг начала появляться в разных местах мира.
Отдельные ее свитки вдруг возникнут на восточном рынке в Иерусалиме в ІΧ веке, в Испании — в ΧІІ, в Цфате, в Стамбуле, в Египте, в Праге… Пока через 2000 лет она не окажется в руках великого каббалиста, рава Йуды Ашлага, который и напишет полные комментарии к Зоар. И назовет их «Сулам» — «Лестница».
Он раскроет нам тайну Зоар. Раскроет силу, заложенную в ней. И расскажет, как использовать силу Книги Зоар.
Каббалисты установили 4 условия, которые мы должны соблюдать.
Условие первое: не пытаться понять Книгу Зоар разумом. Зоар читают сердцем. Книга Зоар не для знаний, даже не для приумножения мудрости. Она для того, чтобы мы изменились.
Условие второе: Книга Зоар не говорит о нашем материальном мире. Все истории в Зоар — не истории, все имена — не имена, а наши внутренние состояния, которые мы проходим, пропуская эту книгу через себя.
Условие третье: в Книге Зоар заключен свет, который меняет нас, если мы хотим измениться. Если хотим, чтобы не пылала в нас ненависть, чтобы эго перестало властвовать над нами, тогда, читая книгу, мы притягиваем на себя свет, заключенный в Зоар, и он очищает нашу душу.
Условие четвертое: Книгу Зоар нужно читать как один человек с одним сердцем. Так писали Книгу Зоар 10 каббалистов. Так мы должны читать ее.
Так чего же мы ждем, на что надеемся? Вот же она, Книга Зоар, перед нами. Давайте же откроем ее и присоединимся к той тайной силе, которая вложена в нее.
Мы должны захотеть, чтобы Зоар соединил нас. Так же, как и авторов книги. И тогда мы ощутим то же, что ощущали они: мир, полный любви и гармонии.