Земля Израиля
Все началось 5000 лет назад в Древнем Вавилоне. Расположенный в плодородном Междуречье он был колыбелью современной цивилизации, плавильным котлом народов и культур, где пышным цветом процветали мистика и эзотерика.
Вавилон оказался ареной первого в истории всплеска человеческих желаний, которые нарушили взаимодействие частей глобальной системы. С таким же всплеском, только более масштабным, мы столкнулись и сегодня.
А в те времена человечество впервые встало перед выбором: построение "Вавилонской башни", то есть ублажение эгоизма во всех его проявлениях, либо путь, ведущий к высотам духа, манящий, но загадочный и малопонятный.
Второй вариант предложил известный вавилонский жрец по имени Авраам. Он раскрыл методику каббалы именно тогда, когда мир начал в ней нуждаться, и начал обучать ей всех желающих. Со временем ученики Авраама образовали каббалистическую группу и вместе отправились в землю Ханаан, которую они называли "Исраэль".
Почему Авраам пошел в Землю Израиля?
Раскрыв духовную суть, глубинные причины происходящего, Авраам обнаружил, что воздействие духовных сил на наш мир мощнее всего сказывается именно здесь, в этом месте планеты. Сюда он и привел своих учеников. Действительно, земля эта считается святой для всех основных религий, и самые разные люди питают к ней особые чувства.
Удивительно, сколько разнообразия таит этот маленький клочок суши. Здесь насчитывается девять климатических зон, и через каждые 10-15 километров можно ощущать себя по-разному.
Каждый участок земли в этой стране испытывает и излучает свое, неповторимое духовное воздействие. Именно отсюда, говорят каббалисты, "растекается" по всему миру влияние духовных сил.
Каждая такая сила называется "свечением" или "сфирой". Всего их пять: Кетэр, Хохма, Бина, Зеир Анпин и Малхут. Они представляют собой источники духовных свойств, которые определенным образом воздействуют на каждый из пяти географических регионов земли Израиля.
Хермон (Кетэр)
Первая, наивысшая сила – это начало всего, мысль, которая затем претворяется в действие. Она называется "Кетэр" и "отвечает" за гору Хермон и ее окрестности.
Кетэр – наивысшее духовное свойство, корона, венчающая все мироздание, замысел сотворения мира и его полной духовной самореализации.
Это самая возвышенная часть земли Израиля, мудрая, "седая" от снега зимой и благородная, каменная, погруженная в молчание летом.
Галилея (Хохма)
Вторая сила называется "Хохма", что означает "мудрость". Это воплощение мысли, действие, свет, без которого нет жизни.
Хохма – первая стадия созидания, материал, из которого формируется мир, сосуд, озаренный изнутри сиянием духовного огня. Его свет олицетворяют стекающие с Хермона ручьи и бьющие родниками подземные воды. Спускаясь с Голанского плато, они струятся меж зеленеющих холмов через всю Галилею, и во главе их – река Иордан. Каббалисты называют эти потоки "32 источника мудрости".
Кинерет (Бина)
После долгого путешествия все струи живительной влаги впадают в озеро Кинерет. Оно олицетворяет третью духовную силу – Бину, стоящую в основе беззаветного альтруизма, ни мгновения не помышляющего о себе, но только о ближнем.
Бина – материнское свойство очищения, всеобъемлющая любовь, которая ограждает нас от эгоизма и устремляет к самоотдаче.
Подобно ей, Кинерет – это водоем, питающий всю страну, наполненный жизненной силой и отдающий ее без остатка. Сюда съезжаются паломники со всего мира, здесь почти осязаемо ощущается чистота, покой, любовь.
Центр страны (Зеир Анпин)
С белоснежных высот Хермона через Галилею и Кинерет вода течет все дальше и попадает в Иорданскую долину, к востоку от которой находятся Иудейские горы. Этому месту соответствует четвертая сила – Зеир Анпин, "отвечающий" за движение, рост.
Зеир Анпин – свойство развития, сила, призванная наполнять мир жизнью, духовно оплодотворять и растить его.
Произрастая из первых трех сил, он еще ближе подступает к нашему миру и воздействует на область, прилегающую к озеру Кинерет, и центральную часть страны, – на все, что питается от Бины.
Протекая через Кинерет, воды реки Иордан не смешиваются с его водами и струятся дальше, продолжая свой путь на юг. Это течение можно разглядеть внутри озера с высоты птичьего полета. Так и мудрость пронизывает свойство любви и милосердия, но не смешивается с ним.
В этой местности развито сельское хозяйство, и сосредоточено большинство населения. Здесь находится и духовная столица – Иерусалим, сердце мира - находящаяся в самой середине Зеир Анпина.
Храмовая стена в Иерусалиме (Стена плача), традиционное место молитвы, символизирует силу преодоления человеческого эгоизма. Только ее можно просить, стоя возле стены. Если же наше намерение направлено на что-то другое, она будет просто стеной, и просьба останется без ответа.
Мертвое море (Малхут)
Неподалеку от Иерихона река Иордан впадает в Мертвое море – самую низкую точку мира. Там проявляется воздействие пятой силы – Малхут.
Малхут – будущее царство света, законченное мироздание, полностью сформировавшийся эгоизм, готовый расцвести духовными побегами.
Поверхность Мертвого моря находится более чем на 400 метров ниже уровня мирового океана. Из-за исключительной насыщенности солью в нем почти полностью отсутствует органика, которая просто не может существовать в таких условиях. С востока и запада это море окаймлено безжизненными склонами с редкими островками человеческого присутствия.
Вода, вливающаяся в Мертвое море, приобретает особое свойство – низкое, тяжелое, "неподъемное". Ведь все здесь противоположно источнику, из которого она начала свой путь.
Неслучайно море мертво и неслучайно столь глубоко "просело" в толщу земли. Малхут олицетворяет наш мир, безжизненный в духовном смысле и в то же время ожидающий возрождения. Как ни странно, Малхут и есть итог, цель всех предыдущих этапов. Именно эта часть – мертвая, эгоистичная – должна стать самой живой, цветущей, бескорыстной, подобной Бине.
Куда мы идем
Из благодатного горного края воды Иордана стекают все ниже и ниже, в мертвую от зноя и соли низину, чтобы возродить ее к жизни и цветению. Так же с высот мироздания стекает в наш мир воздействие скрытых пока сил, свет, возвращающий к источнику духовной жизни.
Земля Израиля находится на перекрестье этих потоков, в середине всего мира, и потому она снова и снова оказывается в центре событий. Маленький лоскуток, почти не заметный на лике планеты, но отсюда все начинается и сюда возвращается. Здесь духовный путь человечества удивительным образом переплетается с холмами и ущельями, ручьями и озерами, городами и деревнями. Здесь наше прошлое и наше будущее.