Песах. И расступилось море
Возможно ли, чтобы Египет и фараон находятся во мне? И море, которое разделилось надвое, и сыны Израиля тоже находятся во мне? Разве такое может быть?!
И навел Моше руку свою на море, и гнал Творец море сильным, восточным ветром всю ночь, и сделал море сушей, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы внутри моря по суше, а воды были стеною справа и слева от них. Шмот, 14: 21-22
Каким образом расступилось море? И где то место на территории Египта, где это могло произойти? Ученые говорят о цунами, об извержении вулкана, что это они создали такую мощность, которая держала водные стены на время перехода.
Но нет! Все, что написано в Торе, - это не историческое повествование. Так говорят каббалисты. Согласно каббале, фараон - это эгоизм, который правит человеком, а народ Израиля - это любовь и отдача, желания обратные эгоизму.
Эти желания, абсолютно противоположные, сталкиваются в человеке и порождают внутренний конфликт. Если человек ощущает, что эгоизм душит его, что он буквально находится в рабстве у фараона, то он стремится любыми путями освободится из этого рабства.
Но непросто оторваться от своего эгоизма, непросто бежать от фараона. То и дело будут возникать мысли о себе: "Что я с этого получу? Какая мне от этого польза?" Это фараон будет говорить в нас.
А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними. Исход, 4:21
Не проходит и трех дней, как фараон раскаивается, что народ Израиля вышел из-под его власти. "Как я мог согласится на это?!" - эта мысль буквально взрывает человека. Это кричит в нем его эгоизм - фараон.
И обратился гнев в сердце фараона и слуг его на народ. И сказали они: "Что это мы сделали, отпустив Израиль от служения нам!" И погнались египтяне за ними, и настигли их, расположившихся у моря. Шмот, 14: 5-9
Фараон преследует человека, вот-вот настигнет его. Впереди бушующее море, позади фараон. Бежать некуда, надо принимать решение. Сдаться своему эгоизму или тонуть в море. И так трудно принять решение!
Один говорит: "Я не войду первым в море". Другой говорит: "Я не войду первым в море". Пока они стояли и давали друг другу советы, прыгнул Нахшон, сын Аминадава и вошел в море первым. Вавилонский Талмуд, трактат Сота, 37:1
Имя Нахшон - от ивритского слова "нехишут" - решимость. Есть в нас такое свойство, которое способно повести за собой, подняться выше всех эгоистических расчетов и логических доводов. Человек словно бросается в море с мыслью: "Будь что будет, но жить так больше нельзя!"
И происходит чудо! Вдруг расступается море!
А сыны Израиля прошли посуху среди моря, и воды были им стеною справа и слева от них. Шмот, 14: 22
Это значит, что внутри нас происходит четкое разделение: это во мне фараон - зло, любовь к себе, мой эгоизм; а это во мне народ Израиля - любовь к ближнему, мои светлые, альтруистические желания.
Их я выбираю! За ними иду! А эгоизм, египтян, я отсекаю от себя. И они "погибают в водах".
И сказал Творец, обращаясь к Моше: "Наведи руку свою на море и возвратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их. И навел Моше руку свою на море, и возвратилось море. Шмот, 14: 26-27
Моше - это главное свойство в человеке. Оно происходит от слова "лимшох" - вытаскивать. Именно оно вытаскивает нас из эгоизма, выводит из рабства.
Если человек не согласен быть рабом, если окончательно решает выйти из эгоизма, тогда Творец, Высшая сила природы, помогает ему. И человек раскрывает, что он накрепко связан со всем мирозданием: растениями, животными, горами и пустынями, солнцем и луной, реками и морями.
Он обнаруживает, что все существует во взаимной гармонии, и приводится в действие одной Доброй Любящей Силой, которая и призывает человека подняться над своим эгоизмом, то есть выйти из Египта и пройти через конечное море - родиться духовно! В новом светлом мире, полном любви и заботы.