Руби Ривлин как зеркало Израиля
Бесконечная внутренняя грызня, в которой мы основательно погрязли, застилает от нас тот факт, что мир рассматривает евреев целиком, и если уж бьёт, то не разбирая, где правые, а где ле… виноватые. Для воинствующих антисемитов мы все на одно лицо. И потому, сколько бы мы ни отстранялись друг от друга, это не укрепит, а наоборот, ослабит нас перед ними.
Итак, одна левая еврейская газета при поддержке одного левого еврейского фонда устроила в Нью-Йорке публичную показательную порку Израиля. Это во многом характеризует нас в глазах «мирового сообщества». На порке присутствовали почётные гости – активисты организаций, призывающих к бойкоту Израиля и ведущих откровенно подстрекательскую кампанию против ЦАХАЛа. Это характеризует нас ещё больше.
Пороть Израиль пригласили нашего врага по «мирным переговорам», главу нашей оппозиции и нашего президента. Последний, разумеется, спел собственную арию, тепло отозвавшись о стране и армии, а позже высказался в том духе, что всегда уважал чужое мнение. И вот это уже не характеристика, а диагноз. Ведь какая разница, чтó говорил президент, если само его присутствие влилось в общий контекст? И какой смысл уважать чужое мнение до такой степени, чтобы, фактически, поддерживать его? Плюрализм хорош для поиска реальных решений. Но нет ничего фальшивее плюрализма в политике, которая вся строится на неразрешённых конфликтах и противоречиях.
За Руби себе на носу
После такого диагноза последнее, что должно было нас волновать, это израильский флаг, снятый на время выступления Ариката. В конце концов, многие наши лидеры тоже не стали бы выступать на фоне палестинского флага. Нормальные, прямо-таки честные отношения заклятых соседей. Собственно говоря, флаг и повесили-то по личной президентской просьбе – иначе его бы вообще там не было.
Кстати, саму порку вели в рамках приличия: на время выступления Ривлина из зала удалился представитель «Шоврим штика», а Арикат порол в щадящем режиме, даже признавая палестинские «ошибки». Нет, это был не шабаш – скорее символистский акт, акцентированный не столько на содержании, сколько на форме, на легитимации неприемлемых для Израиля принципов внешнего давления, на «ритуальной» стороне дела. И потому своим присутствием президент попрал намного больше, чем своим согласием с отходом от «церемониала».
Однако именно флаг разволновал израильтян больше всего и вызвал настоящую бурю в Сети, особенно после того как 20-й телеканал раскрутил эту тему. Согласно отчету Фонда Берла Каценельсона, составленному при помощи компании Vigo, за каких-то два дня Ривлин был упомянут в 12 тысяч виртуальных бесед – скачок на 2000% по сравнению со средними значениями.
Исследователи проследили за полумиллионом чатов на семи миллионах ивритоязычных площадок. Выяснилось, что, в целом, 77% пользователей критиковали президента. 44% просто высказывали негативную реакцию, не удосуживаясь обосновать её. Особенно популярным был девиз «Не мой президент», собравший за двое суток полторы тысячи упоминаний.
1600 пользователей (13%) травили, ругали, унижали и позорили Ривлина. Брань на 60% носила личный характер и на 40% склонялась к национальному контексту: «Ривлин предатель», «Ривлин заслужил пост палестинского президента».
Лишь 27% пользователей аргументировали свое негативное мнение, и еще меньше – всего 6% – обосновали его подрывом президентского статуса из-за участия в конференции с антиизраильским уклоном. Из этого сегмента только 10% относились к левому лагерю.
6% пользователей призвали Ривлина уйти в отставку либо хотели бы сместить его с поста.
Любопытно, что Фонд Каценельсона, сам будучи организацией левого толка, не удосужился выделить в отдельную категорию «нелегитимную, но аргументированную критику». Хотя, с другой стороны, возможно, они правы: удары ниже пояса, несовместимы с разумными аргументами.
Анализ Фонда Берла Каценельсона при поддержке Vigo
Расползающиеся лоскутки
Насколько же Руби Ривлину надо было оторваться от людей, какой пузырь мнимой реальности надо было надуть себе, чтобы приехать на такую конференцию? Человек, которому доверено представлять страну, представляет лишь себя самого, а реального положения дел, видимо, не представляет вообще.
И тем не менее, несмотря на всю свою неадекватность, Ривлин вполне отражает состояние дел в Израиле. Он зеркало Израиля. Он представляет не государство, а народ – расколотый, переругивающийся, ненавидящий сам себя. Пускай большинство сошлось в оценке президента, но между нами пролегает целая сеть линий разрыва, по которым страну можно делить на разные части и натравливать их друг на друга. Мы иссечены пропастями и абсолютно не готовы наводить над ними мосты. Нам гораздо приятнее перекрикиваться с обрывов. Вернее перекликиваться…
Хотите, прямо сейчас я без труда дорву кусочки этой диаграммы?
Значит так, костяк правого лагеря – вязаные кипы и русскоязычные – расходятся в отношении к традициям и религии, не находят общего языка, недолюбливают и троллят друг друга тут и там, к примеру, из-за Сильвестра.
Между прочим, с Новым годом вас!
Далее, средний класс страны, вне зависимости от политических предпочтений, тянет на себе налоговое бремя и очень недоволен этим, но объединиться неспособен и лишь наблюдает за тем, как его куски пирога кромсают другие: олигархи, сплоченные религиозные сектора, госслужащие и т.д.
Кстати о госслужащих: вместе с работниками электрокомпании "Хеврат ахашмаль", врачами и прочей профсоюзной братией они регулярно шантажируют страну, которая в целом, по объективным медианным показателям, жив;т хуже их.
Ортодоксальная часть населения – это вообще государство в государстве, «автономная область». Израиль она, принципиально, не признает – но пользуется им. По отношению к ней русскоязычный сектор, как ни странно, близок к левым. Да-да, за долгие годы никто, кроме них, не пытался всерьёз разрешить нашу главную специфическую проблему со смешанными браками. Все остальные только делали вид и давали обещания. Как-то раз левые даже попытались провести в Кнессете соответствующий законопроект, но он, разумеется, был заблокирован ортодоксами при поддержке правительства, в котором «мужественно» молчала партия НДИ.
Раз уж мы заговорили о «наших» во власти… Какие же они наши, если именно за время их каденции, при их министре, полиция докатилась до фееричного беспредела, в первую очередь, по отношению к русскоязычным, и до полного морального разложения…
Думаю, достаточно. Картину нашего разобщения можно детализировать в масштабах одного города, одного района, одного дома, одной семьи…
Прорыв в завтра
Одним словом, мы все живем в пузырях, все имеем разные взгляды по разным вопросам, разные менталитеты, интересы, группы в Фейсбуке… Нас слишком мало что связывает и слишком много что разделяет. Чересчур много между нами противоречий и чересчур мало точек соприкосновения.
И потому не на пользу нам широкий спектр мнений, не на пользу контраст, расхождения и различия. Ведь мы не умеем вовремя подниматься над ними, чтобы они не порвали нас в клочья, а наоборот, придали сил.
А значит, наш президент ничем нас не лучше и не хуже, он плоть от плоти той системы отношений, которой мы живем и дышим. И что тут поделать, если такой у него надулся пузырь, радужно переливающийся благоволением американского еврейства и обамовской улыбкой. Не чета нашим чатам.
…Ну а потом, когда приходит террор с ножами, бомбами и ракетами или ИГИЛ со своим халифатом, мы отрываемся от дымящихся клавиатур и вспоминаем, что нет у нас другой страны и другого народа. И если не прорвемся в завтра с тем, что есть, то не прорвемся вообще.
А завтра – оно важнее, чем сегодня. И хотя сегодня мы друг с другом на ножах, ради завтра стоит попридержать коней, стоит приподняться над собой.
И тогда появится новая диаграмма. Скажем, такая:
[URL=http://shot.qip.ru/00PmOd-4gt7AZKyO/][IMG SRC=http://f4.s.qip.ru/~gt7AZKyO.jpg][/URL]