Идеальный шторм, российский кризис и еврейские фермеры
Одними из главных последствий Второй мировой войны можно назвать запущенные тогда процессы глобализации и интеграции. Пережив страшную войну и заплатив за неё хорошую цену, человечество подустало от старых подходов к решению государственных конфликтов.
Эра, когда под какую-либо национальную идею можно было пустить в расход дюжину-другую миллионов патриотически настроенных граждан, ушла в прошлое. В развитом западном мире интересы индивидуума впервые поднялись над интересами общества. Люди перестали стесняться быть нонконформистами, идти вопреки системе и иметь собственное мнение.
Американская культурная революция с её ультраиндивидуалистическим посылом завершила переворот, сделав нонконформизм не только приемлемым, но и модным. Изменения, произошедшие в климате человеческих отношений, стали плодородной почвой для создания международных организаций экономического, культурного и политического сотрудничества. Что в свою очередь послужило фундаментом процесса глобализации.
Катализаторами экономической глобализации стали либерализация движения капитала и торговли, международное разделение труда, формирование интернациональной инфраструктуры, научно-технический прогресс в области транспорта и средств связи, информационная революция и интернет.
Новая система ценностей, облачённая в экономические процессы, должна была стать гарантом от будущих войн, так как в клубке взаимоотношений, под общим одеялом, невозможно определить, где заканчиваются интересы одной страны и начинаются интересы другой.
Какое-то время так и было, но затем условия изменились – мы въехали в новый, глобальный мир, а играть продолжили по старым правилам. И начались проблемы.
Последние экономические кризисы являются прямым следствием анахронистких подходов в новом глобально-интегральном мире.
Пробуждающим колоколом стал финансовый кризис 2008 года. Тогда в реальном времени мы увидели и прочувствовали, до какой степени взаимосвязаны все экономические институты, независимо от их национальной принадлежности. Хотя структурные изменения в мировой экономике аналитики заметили задолго до финансового шторма 2008.
Первым наглядным примером нового мирового экономического порядка можно считать мини-кризис 1998 года, когда Россия объявила технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств, обрушив тем самым позиции хедж фонда LTCM (Long-Term Capital Management). Мир ещё оставался в неведении, но в центре управления полетов мировых финансов поняли, что все мы находимся на гране финансового Армагеддона и поспешили залатать пробоину, грозящую крахом всей мировой экономике. Даже сегодня мало кто знает, что произошло летом 1998 года.
Первые трещины в базисных принципах инвестирования
Одним из основных финансовых принципов является диверсификация (расширение ассортимента) инвестиций. Идея этого принципа проста: не кладите все яйца в одну корзину. Согласно теории, вкладывая деньги в разные активы, мы как бы страхуем себя от финансового спада. Ведь статистическая вероятность идеального шторма, когда все ценные бумаги сильно теряют в цене, близка к нулю.
Второй принцип инвестирования основывается на том, что история всегда повторяется и рынки сохранят статус-кво между активами различного видами. Другими словами, в среднесрочной перспективе финансовые рынки будут действовать в исторических рамках.
Под эгидой этих принципов в 1994 году со стапелей финансовых верфей Уолл-стрит был спущен на воду флагман новейшей финансовой мысли - хедж фонд LTCM. Капитанами великолепного Титаника были лучшие из лучших, бомонд мировых финансов: бывший вице-председатель и глава направления операций с облигациями Salomon Brothers Джон Меривезер, вице-председатель Федерального резервного банка, доктор наук,профессор Гарвардского университета Дэвид Маллинз-младший, доктор наук, профессор Гарвардской школы бизнеса Роберт Мертон; доктор наук, профессор Стэнфордского университета Майрон Шоулз.
Относительно двух последних Создатель продемонстрировал очень тонкое чувство юмора. Взлетев вместе с модным фондом LTCM, получив мировое признание и в 1997 году нобелевскую премию по экономике за модель ценообразования опционов, в 1998 году они, вместе с другими капитанами LTCM, быстро и качественно «сожгли» 4 миллиарда долларов своих инвесторов.
Учитывая огромный леверидж фонда (позиции на сумму триллион долларов), мир тем самым был подведён буквально к финансовому коллапсу. Только быстрые действия Центробанка, вступившегося за «своих», смогли предотвратить начинающую цепную реакцию.
Крушение LTCM наглядно показало, что старые подходы и принципы в финансах уже не работают. И в 1998 году были извлечены два основных урока:
- Произошел «идеальный шторм» и диверсификация риска не помогла. Вывод: в новой глобально-интегральной реальности диверсификация инвестиций - понятие относительное. Когда все связаны со всеми, если падает один, начинается цепная реакция.
- Рынки не вернулись к историческому статус-кво. Следовательно, история не всегда повторяется и в новой реальности релевантность прошлых опытов очень спорна.
В 2011 году BBC опубликовало интерактивную таблицу обоюдного долга западных государств. Из которой стало видно, что сегодня все должны всем триллионы долларов. Так что, если у кого-то появятся мысли о протекционизме, это приведет к краху всех в среднесрочной перспективе.
Греческая экономическая трагедия показала, до какой степени мы переплетены, и что второстепенных игроков уже не существует. В мировой экономике Греция составляет мизерную долю, но падение даже такого второстепенного звена экономической цепи, держит в напряжении весь мир.
Российский кризис и израильские фермеры
Израильские фермеры, выращивающие перец в пустыне Арава, стали одними из жертв финансового кризиса в России. Не продав россиянам 650 миллионов тонн продукции, среди которой 70-80% местного урожая перца и более 90% урожая моркови и картофеля, они недополучили свыше 300 миллионов долларов. Так российские проблемы поставили под угрозу финансовое состояние 400 семей в пустыне Арава, для которых российский рынок сельхозпродукции являлся основным.
Но смотрим вперед
Сегодняшний клубок взаимосвязей до того запутан, что любые игры против кого-то запускают цепную реакцию экономических последствий, которая непременно принесет ущерб всем и вся, включая запустившего её.
В век глобализации местечковое видение мира и политика протекционизма являются неприемлемым опасным анахронизмом. Мы можем продолжать выдавать нобелевские премии по экономике за оторванные от современной реальности модели, проигрывая миллиарды долларов следуя старым принципам и догмам. Но следует помнить, что когда Россия, отстаивая национальную гордость, вступает в противостояние с Турцией, оплачивать счета нам вскоре придется всем.
Мировое устройство напоминает сегодня русскую рулетку, только в отличие от классической, выстрел в ней лишает жизни не только несчастливого игрока, но и всех играющих. Так работает новая система отношений. Так работает новая экономика.