Избавится ли Израиль от имиджа Фараона?
Разъезжая по миру, израильтяне мало заботятся о том, как он относится к ним и их стране. Тем более что приятные новости по этой теме приходят редко. Однако весной 2021-го, когда Израиль стал несомненным лидером в мировой схватке с коронавирусом, это навело некоторых на мысль о ребрендинге еврейского государства. Оптимисты видят в рекордной вакцинации наш шанс на признание, редкую возможность улучшить имидж страны. Есть даже позитивная статистика свежего опроса нескольких тысяч европейских респондентов. Правда, негатив там по-прежнему доминирует, но уже в меньшей степени.
Зауважает ли нас мир по итогам пандемии и недавно подписанных мирных соглашений? Стоит ли рассчитывать на долгосрочную тенденцию?
Я не вижу для этого никаких реальных оснований. Любой спад, если это не свободное падение, представляет прерывистую кривую, ведущую вниз. Каждый раз, когда она загибается в противоположную сторону, хочется верить, что тренд переменился. Но вера – ненадежная опора. Нас не полюбят за то, что мы делаем для себя. Нас не ценят даже за то, что мы даем другим.
Успешной кампанией вакцинации евреи просто колют народам глаза. В очередной раз демонстрируют свою предприимчивость. Подлинная причина нашего векового конфликта с миром не устранена, и потому все хорошее, что мы видим сегодня, завтра развеется без следа.
Симптом триумфаторов
Я не пессимист. Я не собираюсь портить вам настроение. Наоборот, я хочу вселить в вас надежду. Но надежду, базирующуюся на твердой основе, а не на мифах и сказаниях, которыми потчуют нас политики и СМИ. Именно эти иллюзии доведут нас до беды, если мы не отбросим их и не взглянем правде в глаза. В хорошее не надо верить, его надо создавать. И уж точно не вакцинами.
Главное, что мы можем дать человечеству в современную эпоху, – это методика умиротворения. Она заложена в еврейском народе, но мы вот уже две тысячи лет игнорируем ее, предпочитая снова и снова окунаться в ненависть мира. Некоторые из нас уповают на Бога, другие – на гуманизм, третьи, вообще, не задумываются о том, что кажется им абстракциями. Людям, народам отчаянно требуется внутреннее сближение, добрая взаимосвязь, человечность – а мы даем им что угодно, кроме этого, или предлагаем полюбоваться на нашу победу над коронавирусом.
Все это ложь, обман. Конфликты обостряются, глобальные вызовы не получают ответа, мир с годами становится хуже, и надеяться ему особо уже не на что. Его безотчетная и единственная надежда – это мы, народ, способный показать пример созидания, единения, взаимопонимания, союза сердец. Но мы упорно отвергаем "нелепые претензии" человечества и становимся занозой в его сердце. Нас ненавидят за то, что мы не позволяем любить.
Пока мы не поймем этого, нас не оставят в покое. Будут коситься, клеветать, обвинять, бить, убивать. Будут видеть в нас корень всех бед. Мы ждем уважения – нас уважат поклепами и судами. Мы ждем признания – нас признают преступниками без права на апелляцию. Мы ничего не ждем – нас будут гнобить, не затрудняясь объяснениями. Мы считаем, что никому ничего не должны, – нас запишут в вечные должники.
А все потому, что мы пропитаны ложью – делаем вид, что мы как все. Нет, мы не как все. Мы - для всех. Таков системный расклад. И выход один – принять это. Тогда в нашем правильном соединении мир увидит истину и перестанет нас ненавидеть.
В тени пирамид
Государству Израиль исполняется 73 года. За это время мы превратились в региональную державу, сколотили крепкую экономику, которой нипочем даже пандемия и бесконечные выборы. Мы вышли в космос, почти дотянулись до Луны…
Но есть одно недоразумение: чем лучше у нас дела с технологиями, тем хуже с людьми. Наше общество окончательно фрагментировалось на разрозненные сектора, а отношения между нами неумолимо перетекают на тот конец шкалы, что лежит между безразличием и враждой.
Грустный получается итог: мозги сработали, техника не подвела – люди подкачали. Хотя, вообще-то не грустный – правдивый. По-своему даже радостный. Ведь это шаг вперед: пускай не сразу, но мы все же начинаем понимать, что при строительстве страны упустили главное – себя самих, свои истоки, свои корни, без которых евреи не народ, а несуразное собрание чужих друг другу изгнанников. Этот порок нивелирует любые преимущества в технологиях. Наши ракеты надежны, но за ними прячется разношерстное и жалкое, горделивое и растерянное, смышленое и оболваненное, принципиальное и дезориентированное скопление мировоззрений, догматов, амбиций, взаимных претензий и противоречий.
И вот в этом состоянии, раздробленные, полностью зависимые от собственного эгоизма, плененные им, мы празднуем День независимости. Факелы, речи, флаги, мангалы… Праздник, который весь – лицемерие.
Зато теперь эгоизм докипел до того, что это можно увидеть невооруженным взглядом. Оказывается, все его идеалы – фикция. Когда наши политики поднимают новый лозунг: "Отложить эго в сторону" – мы отлично видим, чего стоит их "благородный" порыв. Разве можно отодвинуть в сторону Фараона, оставаясь под его властью? Разве может человек, раздутый самомнением и честолюбием, проткнуть дырочку в своих притязаниях? От него же тогда ничего не останется!
Когда-то наши предки смогли объединиться и "выйти из Египта" - отказаться от власти эгоизма, который олицетворяет собой Фараон. А кто из наших сегодняшних лидеров способен по-настоящему приподняться над собой? Кто готов поставить единство народа выше своих притязаний на власть? Кто отложит эго в сторону, чтобы не допустить междоусобицу и раздор в стране?
Ответ очевиден. Они живут раздором, пестуют его. А кто не готов обвинять оппонентов во всех смертных грехах и разжигать огонь братской вражды, тот считается слабым, недостойным…
Не стоит обманываться: если общество растит и выдвигает наверх таких лидеров, значит оно больно. И это не лидеры портят нас, это мы уже испорчены, а они наглядно демонстрируют нам это.
Вопрос: как долго мы будем с этим мириться? Как долго будем праздновать торжество Фараона весной на лужайках? Готовы ли мы на настоящий ребрендинг, на реабилитацию единства в своих глазах?
Здоровое общество зиждется на здоровых отношениях между людьми, на общем ощущении близости, сопричастности, несмотря на все различия. Это уже не имидж – это качество, существо страны и народа, его дух, его внутренний стержень. И его гарантия успеха в современном мире.
Дадим это человечеству – и оно поймет нас, примет нас, примет наш пример с благодарностью.
Не дадим – останемся во власти Фараона и его пирамид.