О «ериде», еврейском принципе и грузе жизни
Прошла недавно также мелкая зыбь на тему отъезжающих. Прощаться не приглашали, просто выложили в эфир и в сеть цифры и душещипательные интервью.
Ответы на вопросы типа “что вас привело к “ериде”, и "что вас довело” свелись, в общем, к краткому списку из трех проблем: экономические трудности, постоянное напряжение, которое мы здесь испытываем, и - никаких надежд на перемены к лучшему.
Пара килограммов груза жизни
Спору нет, густая смесь этих проблем размазана, пусть и неравномерно, по всем по нам, жителям Израиля. И все же, видимо, есть некие дополнительные “пару килограммов” груза жизни в нашей стране, которые тяготят, по большей части, именно нас, “русских”. Груз этот можно назвать - как бы это деликатней выразиться - слишком религиозная трактовка понятия “еврейское государство”.
Ну не приучили нас в детстве к тому, что называют “еврейским образом жизни”, может быть поэтому и отношения у нас с обычаями и всякими ритуалами слегка напряжены.
Помню, например, ту богатую гамму чувств, которую ощутил каждый из присутствующих на брит-миле у наших знакомых, еще в первый год по приезде в Израиль. Все, и гости, и хозяева были совершенно свежими репатриантами, год-полтора стажа, и все явно стеснялись друг другу в глаза смотреть.
Что делать при этом? Как себя вести? И что вообще происходит? - Младенцу, который еще ничего плохого не успел сделать, ни с того, ни с сего отрезают кусочек кожи в месте, о котором вроде всерьез и говорить не принято. А тот, кто делал это, выглядел в цивильной русской компании просто вызывающе чужим…
Но - постепенно мы стерпелись и даже стали, перед праздниками, читать в газетах, или же слушать по русскоязычному радио сладкие рассказы о еврейских праведниках и перепевы одних и тех же душистых историй «из жизни еврейского народа». Все это, куда ни денься, настраивает на благодушный лад и примирение с действительностью.
Праздники приближаются, ты идешь по улице, в душе мир да гладь, и даже напеваешь слова из неизвестно откуда всплывшей в памяти песни: «Всюду были това-арищи, всюду были друзья-а…», - и вдруг! - дикий, несуразный, визгливый! даже не звук, а рев - из окна дома, мимо которого ты проходишь!
Ты вздрагиваешь, вся благость улетучивается мгновенно, как и не было, и только спустя полминуты, когда этот визг переходит в жалкие всхлипывания, до тебя доходит: это кто-то из религиозных пробует свой шофар перед Рош а-Шана.
И потом, на праздник, зайдя в синагогу, чтоб, как сказали, прочитать кадиш по умершим родственникам, видишь, как посреди этой тягостной процедуры опять какой-то бородатый дядька в белом талесе вынимает свой бараний рог и начинает издавать те же, совершенно немелодичные, ушераздирающие звуки…..
Рациональность? Ее вообще нет в Израиле
Со многим можно смириться, многое можно объяснить. В конце концов, ну, не было у наших предков в пустыне современных музыкальных инструментов… Ну, вкусы и культурные запросы были примитивны. Какая там культура в пустыне? - смешно сказать… Объяснить можно все, любую дикость, но чем больше объяснений, примиряющих нас с «нашими корнями», тем неустойчивей их зыбкое строение.
И оно вмиг рушится, не только когда среди нормальной современной жизни начинают трубить, извините, в бараний рог, но даже от вида бородатой физиономии, обладатель которой, ни на кого не глядя, спешит утром в синагогу со своими причиндалами, как назло, когда ты идешь на работу.
Нам позарез нужна рациональность. А ее нет. Мы всегда находили и находим массу объяснений - почему именно свинина, почему младенцу мужского полу нужно отрезать эти «пару пустяков», почему именно бараний рог…
Объяснения есть, а рациональности нет. Говоря честно, ее не видно не только в религиозных ритуалах. Ее вообще нет в Израиле. С другой стороны, какая может быть рациональность, когда сам народ возник совершенно «не по-человечески».
Не как нормальные народы - из населения определенной местности, из смешения с пришлыми, и так далее. А родился из группы людей, которые собрались к Аврааму в Месопотамии только потому, что тот утверждал, что мир управляется не множеством сил, а одной. Потом это стали называть монотеизмом.
Их было, по разным оценкам - у Рамбама, Иосифа Флавия, в других источниках - около пяти тысяч человек. То есть представим себе, предок многих из нас - ведь нас сейчас уже, не сглазить бы, пятнадцать миллионов - оставил нормальную жизнь и совершенно добровольно ушел вместе с другими жить рядом с учителем, в шатрах в Заречье - так тогда в Месопотамии называлась наша земля.
Потом, правда, жили вроде бы как все, женились между собой, было государство и законы, но иррациональность этого объединения так никуда, видимо, и не делась.
Еврейский принцип
Можно, конечно, найти какие-то этносы, которые тоже возникли из групп, исповедовавших определенную идеологию. Но с феноменом группы Авраама, давшей основы не одной цивилизации, многие из которых уже и состарились, сравниться не может никто.
Секрет, видимо, в том, что тот самый предок многих из нас сказал: «Я так хочу», - присоединился к другим, и они стали жить по принципу «Мы так хотим». Им подошла теория Авраама и сформулированный на ее основе общий закон бытия - «Возлюби ближнего как самого себя».
Подошли им, значит, должны подойти и нам. Принцип «мы так хотим», как все мы знаем, становится стержнем в поддержании жизни народа в течение тысяч лет.
Те, для кого он переставал существовать, уходили - их было в истории, наверное, даже больше, чем оставшихся. Те из других народов, которые к нему присоединялись, становились евреями.
С принципом этим происходили многие пертурбации: бывали периоды, когда «мы хотим» разбивалось на множество «я хочу». И даже если все при этом имели в виду вроде бы одно и то же, но разное понимание, обстоятельства, воспитание становились непроницаемыми перегородками между многими «я хочу».
Понятно, что такая картина становления и жизни народа никак не отвечает критериям понятной нам рациональности. Мы, конечно, старались: за свою историю мы прошли вместе с другими народами множество фаз, периодов рационализации мировосприятия, из нашего народа тоже вышла масса «рационализаторов»… Но никакой другой основы для существования нашего народа, кроме «мы так хотим», так, честно говоря, и не нашли.
Придумать их, основ, можно много, а настоящая - только она. За ее здоровьем нужно следить. «Мы хотим» может быть сильным, может быть слабым, может вообще улетучиться, и тогда масса людей живут просто потому, что родились, и угораздило их родиться именно евреями.
Поэтому, может быть, Рош а-Шана с его бараньими рогами, да и вся иррациональность жизни в нашем государстве, и существуют для того, чтобы решить, что если даже появляется некое подобие согласия с нею - это мало и слабо. Зато, если достигнем ощущения «мы так хотим» - это будет действительно Новый год в нашей общей жизни. Которая есть, выражаясь витиевато, «осознанная иррациональность израильского бытия».