Еврейская юрта
Но я хочу вам сказать, что марихуана там была популярна не больше, чем в Израиле. Не было такого, что когда я был в Алма-Ате в детском садике, воспитательница нам говорила: "Так, дети, возьмите бумажки. А теперь скручивайте".
Казахстан запомнился мне своей дружелюбной атмосферой. Гостеприимство у казахов вообще в крови. Вот, например, одна из казахских пословиц: "Дом, в который не приходит гость, подобен могиле."
Живя там, я особо не углублялся в корни казахского народа. А вот моя мама - да. Это было тогда очень необычно, что она, наполовину еврейка и наполовину русская, знала казахский. И тем более, что защитила диссертацию по именам в тюркских языках!
Мама очень уважала все народы. Она всегда говорила, что если кто-то считает какой-то народ примитивнее своего, это от незнания мудрости, которая есть в каждом народе. Ведь мудрецы любого народа говорят одну простую истину: "Все люди - братья". А глупцы кичатся своим превосходством. И поэтому легко идут на конфликт.
Вот еще одна казахская пословица про это: "Если сойдутся двое глупцов, дай Бог им остаться живыми".
Часто то, что одними народами воспринимается как отсталость в развитии, на самом деле может таить в себе большую глубину.
Например, обычай, принятый у многих тюркских народов и в Индии, - когда признаком благодарности хозяину за трапезу являлась громкая отрыжка гостя.
Мама однажды пришла с какого-то дня рождения у коллеги-казаха и со смехом объявила, что случайно так громко рыгнула, что все ей захлопали и кто-то крикнул: "Ну вот, Таня, теперь ты настоящая казашка!"
Конечно, сегодня никто так хозяев уже не благодарит. Но если ребенок или старик случайно рыгнет, ему говорят: "Ас болсын", - типа: "Приятного аппетита".
На самом деле смысл этого обычая заключался в том, что настоящая благодарность хозяину может быть, только если гость доволен и наелся до отвала.
Позже, когда я уже переехал в Израиль и заинтересовался мудростью еврейского народа, я узнал еще более глубокий уровень этого обычая. Метафорически каждый человек - гость в этом мире и стать счастливым - это и есть настоящая благодарность хозяину мира - создавшей нас Высшей природе.
Когда я рассказал это маме, она ответила, что казахи когда-то были кочевым народом и поэтому хорошо знали, что такое быть гостем у природы. Ведь им приходилось много раз начинать жизнь как бы сначала. Поэтому они жили во временных шатрах - юртах. А я рассказал, что у евреев вообще считается, что мы живем много жизней, пока не научимся как отблагодарить "хозяина" - стать счастливыми.
Не раз бывавшая в юртах, мама мечтала когда-нибудь посидеть со мной в "еврейской юрте" - сукке. Но не довелось. Она умерла от рака 20 лет назад. Совсем еще молодой. Ей было только 50.
А ведь сукка как раз символизирует те жизненные принципы, по которым она жила. К примеру, "суккат шалом" - "шалаш мира" олицетворяет собой антиэгоистическую силу, которая должна покрыть всех нас, все человечество. И то, что крыша сукки строится из выброшенных веток, означает, что любовь и уважение к другим, которые обычно нам не очень важны, мы поднимаем над своей головой. То есть делаем их важнее всего остального.
Сегодня, видя как много конфликтов между народами не только не утихают, но и разгораются с новой силой, я вспоминаю мамины слова: "Только углубившись в мудрость любого народа, человек сможет относиться ко всем людям как к братьям."
И я верю, что где-то сейчас живет 20-летняя девушка, которая по-прежнему уважает всех людей на Земле. И возможно, ее тоже зовут Таня.
ПО ТЕМЕ: