О чем плакал пророк Йона или легкого поста в Йом кипур
Не все израильтяне соблюдают пост, но пикники не устраивает никто, даже самые светские люди. И на машинах тоже не ездят – из уважения к Судному дню.
Судный день. Кто меня должен судить, за что и по каким законам? Если есть Творец у этого мира, и Он управляет всем происходящим, если все абсолютно подвластно Всевышнему, то нет вины на грешнике, потому что не он сам создал себя грешным, как нет и заслуги на праведнике по той же самой причине. Тем не менее, традиция говорит о суде, о том, что нужно каяться и просить прошения у людей, и у Творца.
У людей извиниться – это понятно, за год я, наверное, обидел не раз и не два и близких, и дальних. Непонятно, как мог я обидеть Всевышнего, если Он знает потайные уголки моей души, которую, собственно, и создал, и все мои мысли, и желания лучше меня самого. Да и серьезно ли это - раз в год покаяться и попросить прощения из-за страха не быть записанным в книгу жизни, а после вернуться и жить как прежде?
Подсказкой может быть обычай читать в Судный день рассказ о пророке Йоне. Право читать его перед всеми принято покупать, и порой за немалые деньги, потому что это считается большой честью - настолько важен этот рассказ в контексте Судного дня.
История пророка Йоны – это рассказ о человеке, который хотел уйти от своей миссии. Творец отравил Йону в город Нинвей, чтобы предупредить его жителей об ожидающей их каре. Йона же решил сбежать на корабле в далекую страну. Но сбежать от своей миссии оказывается невозможно – поднялась буря и корабль начал тонуть. Йона признался морякам, что это его преследует Творец и был по собственной просьбе выброшен за борт корабля, но не утонул, а оказался в животе огромной рыбы.
Там он отчаянно молился и просил о помощи, и рыба извергла его на берег живого и невредимого и, судя по всему, поумневшего, потому что, услышав второй раз повеление идти в Нинвей, он встал и пошел. В итоге Йона все-таки выполнил свою миссию, но сделал это ценой большого страха, когда был на волосок от гибели в бушующем море, ценой отчаяния в утробе морского чудовища, ценой раскаяния и осознания свое неправоты.
Какое отношение ко мне имеет этот рассказ? Я не пророк, я не слышу голоса с неба, но у меня тоже есть предназначение. Выполняю ли я его? Или даже, понимаю ли я в чем оно состоит, признаю ли сам факт того, что у меня есть предназначение? Ведь это обязывает меня к чему-то. Это серьезный вопрос и задуматься о нем призывает Йом кипур – Судный день - когда сам человек (зачем ему другие судьи) судит себя.
О чем молился Йона во мраке рыбьего чрева (читай – в отчаянии и упадке душевных сил)? Просил прощения, чтобы спастись, чтобы бы быть «записанным в книгу жизни», сожалел о содеянном из страха погибнуть, или все-таки просил предоставить ему возможность выполнить миссию, возложенную на Него?
К вопросу же о прощении и раскаянии – чтобы искренне просить прощения у Творца (формальное исполнение не имеет смысла), необходимо заглянуть в свою душу и увидеть в себе низкое, грубое, подлое – то, что мы видеть не хотим. Не для того, чтобы винить себя, но чтобы знать, что подлежит исправлению. Это непросто, нелегко, это, возможно, труднее, чем на день отказаться от пищи, но это действительно целебное для внутреннего мира человека действие, которое необходимо произвести хотя бы раз в году.
Желаю всем нам легкого поста или же безопасного катания на велосипеде.