Дыхание перемен
Послушайте
С зимы я предупреждаю о том, что коронавирус – это не просто очередная вспышка, а индикатор глобальных процессов, происходящих в человечестве. Он не случаен, он прямое следствие наших дисбалансов. "Он нечто намного большее, чем кажется", – писал я в марте.
"Не ждите возврата, – предостерегал я в апреле, – мы выйдем из карантина в новый мир с другой экономикой, с другими приоритетами и перспективами, с другими ограничениями и возможностями".
"Судорожный порыв назад, в привычное прошлое застилает нам глаза. Поэтому не удивлюсь, если, спустя какое-то время, нам снова придется разойтись по домам" – это тоже апрель. "Мы еще ничего не поняли и потому подставляем себя под следующий удар" – май.
"Мы продолжаем тратить астрономические суммы на возврат туда, куда вернуться невозможно!" – об этом я кричал в июне.
Ведь внутренний рост невозможно обратить вспять. Подросток не вернется в младенческое состояние, а взрослый – в детство. Так почему же мы так упорно ждем, что человечество вновь прильнет к "бутылочке" с адской смесью эгоистических амбиций? Они перебродили уже настолько, что превратились в яд.
Начало мая: "Вирус на многое открыл глаза, выявил предательские слабости глобального мира, поставил перед нами острейшие вопросы. Их мимоходом озвучили, посмаковали немного и радостно забыли, предвкушая возврат к "нормальной жизни". И после этого мы считаем себя взрослыми, трезвомыслящими людьми? Мы же еще ничего не поняли и потому подставляем себя под следующий удар".
Да, подставили. Да, опять смотрим на пустые улицы. А как насчет понимания?
Мы все отлично понимаем, что бороться надо не с симптомами, а с самой болезнью, с причинами проблемы. Но ведь коронавирус – это тоже всего лишь симптом! Симптом испорченной взаимосвязи, из-за которой между нами распространяется негатив, зараза разных видов, а все позитивное, действительно полезное, блокируется. Давайте же поймем, наконец, от чего нам надо лечиться.
"Почему мы зацикливаемся на коронавирусе и не желаем делать выводы? Почему все прочее готовы и дальше отдавать на откуп эгоизму? С таким подходом нас ждут намного более трудные и болезненные испытания. Система не отступит, и в конечном итоге мы все равно примем ее требования. Так почему не сейчас?" – это тоже июньское.
Говорю как каббалист: мы имеем дело не с вирусами, а с законами развития человечества. Пандемия – не досадный сбой, а системное событие, импульс к качественному переходу, к взрослению. Это заложено в программе, от этого никуда не деться, законы Природы непреложны. Но пугает меня другое – наша слепая уверенность в том, что мы выше их.
Представьте
Поезд несется к пропасти. Чтобы спастись, прежде всего, надо нажать на тормоза. Но пассажиры смотрят в окна и не видят, чтó впереди. А в передних вагонах идет борьба за то, чтобы успеть порулить, – поездом, несущимся в пропасть!
Это Израиль образца 2020 года. Или 5781-го. Хотя какая разница? Год сменился, а мы остались прежними.
Теперь представьте, что все в поезде выполнили распоряжение Минздрава и надели маски. Поможет ли нам такое "великое самопожертвование"? От вируса в какой-то степени поможет. Но от пропасти не спасет.
Чтобы не угодить в пропасть, надо выйти из этого поезда обреченных, из вереницы безразличия, суконного эгоизма, потребительских отношений, испорченных взаимосвязей. Мы заражаем друг друга потому, что, по большому счету, нам наплевать друг на друга. И подлинная проблема не в заражениях, а в наплевательстве. Когда каждого окружают чужаки, до которых ему нет дела, мы продолжаем вирусный обмен негативом – и в итоге нас ждет пропасть. Когда каждый научится по-другому смотреть на окружающих, думать о них, заботиться о них, тогда общая система начнет выздоравливать.
Но это уже совсем другой "поезд". Нынешний свое отбегал.
Очнитесь
Сегодня нас насильно рассаживают по купе, а мы сопротивляемся. Нам же надо в паб, в ресторан, в гости, в отпуск, на свадьбу, на молитву, на демонстрацию и еще в кучу разных мест. "Думать о других – полный бред!" – вот что на душе у человека. Даже если умом он понимает, что так надо, все равно сердцу не прикажешь.
И потому люди не приемлют ограничений. Каждый сам себе голова. Каждый прав. Между нами плещется море гнилой гордыни, маленькой и большой, затаенной и неприкрытой. Мы ни на чем и ни у кого не учимся. Каждый сам все знает. Да и правительство наше ничуть не мудрее нас. Недавно меня спросили, ожидаю ли я от политиков личного примера. Так вот, от них я ничего не жду. Я обращаюсь к вам. Это наше общее дело.
Нам нужно осознать свою беду, свое естество. Нам нужно взглянуть правде в глаза, поставить себе диагноз и начать лечение. До сих пор мы "сбивали температуру", но ведь внутри нас сидит болезнь – раздутое эго, злое начало, "змей", который превращает нас в чужаков, в конкурентов, в "страну глухих".
Мы так сроднились с этим змеем, что не замечаем, как он помыкает нами – в своих интересах, а вовсе не в наших. Он наше проклятие. Под его пятой человек легко подвергает риску заражения себя, своих близких, просто случайных встречных – и ощущает в этом удовлетворение, самоутверждение, правоту. На самом деле ничего нового, но сейчас вирус вскрывает нашу природу и показывает ее нам: "Полюбуйтесь. Но лучше ужаснитесь и начните действовать".
Выходит, беда пришла, чтобы разбудить нас. Без таких бед злое начало правит бал и делает с нами что хочет. Мы могли бы и дальше нестись на всех парах, но эпидемия снизила ход, перестук колес больше не оглушает, ритм замедляется, и в паузах, в просветах мы можем заметить его – змея, сеющего рознь и требующего жертв. Надо уже поймать эту гадину за хвост. Только тогда нам удастся выйти из-под ее власти – сообща, понимая, с чем мы имеем дело.
Сегодня на дворе сентябрь. И я говорю: к зиме у нас начнутся перебои с насущно необходимым. Весной мы будем перебиваться "на подножном корме". Не из-за вируса – из-за себя самих.
Я не пророк. Я сужу по тенденциям. И это не приговор, не рок, не неизбежность. Мы можем все изменить, если выйдем из поезда, несущегося в пропасть.