«Евгений Онегин» – классика русской оперы в Израиле
Опера «Евгений Онегин» была одним из любимых произведений своего автора, Петра Ильича Чайковского. Самый известный шедевр русского оперного репертуара возвращается на сцену Израильской Оперы в интерпретации французского режиссера Жан-Клода Оврэ, американо-израильского дирижера Нимрода Дэвида Пфеффера и известнейшего израильского театрального художника Александра Лисянского.
Основные партии исполняют ведущие солистки Израильской Оперы Ира Бертман и Алла Василевицкая, а также баритон из Сербии Давид Бижич, известный российский тенор Алексей Долгов и меццо-сопрано Айгуль Ахметшина. Напомним, что «Евгений Онегин» показывался на сцене Израильской Оперы в 2008 году, а до этого в 2003-м - в постановке той же команды: Жана-Клода Оврэ, Александра Лиснянского и Кьяры Донато, одевшей всех героев в элегантном стиле XIX века.
Хорошо известна история создания этой оперы. В мае 1877 года Чайковский писал брату: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской (Елизавета Лавровская - известная певица того времени. - М. Х.). Разговор зашел о сюжетах для оперы. Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к обеду решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. Ты не поверишь, как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в «Онегине». Я не заблуждаюсь: я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки».
В русском оперном искусстве немного найдется произведений лучше, интересней и значительней «Евгения Онегина», где великая музыка Чайковского сочетается с поэтическим строем и образностью поэзии Пушкина. Опера проникнута тем благородством чувств, которого так катастрофически не хватает в современном мире.
В одном из писем своему брату Модесту Чайковский пишет: «Пусть моя опера будет несценична, пусть в ней мало действия, но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня к этому тянет». В отличие от героинь большинства западных опер XIX века, которые гибли в финале, Татьяна остается в живых, чтобы терзаться страданиями, подобно своим сверстницам из русской литературы той поры.
С момента своего появления на театральной сцене опера «Евгений Онегин» была горячо встречена публикой. Новаторство, часто принимаемое в штыки консервативной аудиторией, на этот раз, напротив, стало одним из элементов, очаровавших зрителя, полностью разделившего любовь автора к его новорожденному произведению. «Если была когда-нибудь написана музыка с искренним увлечением, с любовью к сюжету и действующим лицам оного, то это музыка к «Онегину». Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал ее. И если на слушателе будет отзываться хотя бы малейшая доля того, что я испытывал, сочиняя эту оперу, то я буду очень доволен и большего мне не нужно», - писал Чайковский.
Опера, которую сам Чайковский назвал «лирическими сценами», впервые была поставлена в марте 1879 года на сцене Малого театра в Москве силами учащихся Московской консерватории и под управлением ее основателя и директора Николая Рубинштейна. Менее чем через два года, в январе 1881-го, постановку осуществил и Большой театр в Москве. Второй постановкой «Евгения Онегина» на сцене Большого дирижировал Сергей Рахманинов.
Вслед за российскими и зарубежные театры включили выдающееся произведение в своей репертуар. В 1888 году Чайковский был приглашен в Прагу, где сам дирижировал первой зарубежной постановкой «Евгения Онегина». В 1892 году опера была поставлена в Гамбурге под руководством Густава Малера. Чайковский слышал это исполнение и очень высоко оценил дирижерское искусство тогда еще малоизвестного австрийского музыканта. Позднее, в 1897 году, Малер поставил «Онегина» и в Венской опере.
И это лишь часть имен прославленных музыкантов и знаменитых оперных театров, которые связаны с оперой «Евгений Онегин». Сегодня нет, пожалуй, ни одного крупного театра в мире, где бы ни разу не ставился «Евгений Онегин».
Постановщик из Франции Жан-Клод Оврэ, как уже было сказано, дважды представлял своего «Онегина» на сцене Израильской Оперы – в 2003 и 2008 годах. Роскошные балы, народные песни и танцы – все это становится фоном, подчеркивающим одиночество и смятение героев. Его персонажи - живые люди, любящие, страдающие, но не теряющие при этом силы духа. Основная идея Оврэ - это сила любви, противостоящая фатуму. И хотя судьба оказывается в итоге сильнее, на протяжении всего спектакля подчеркивается именно сила любви.
Жан-Клод Оврэ ставит оперы уже почти полвека. Он сотрудничает со многими ведущими оперными театрами мира. С Израильской Оперой он начал работать с 1996 года, поставив тогда «Вертера». Из относительно недавних постановок можно напомнить его «Макбета» 2016 года. Нынешний «Онегин» – уже девятый его спектакль в Израильской Опере.
За дирижерским пультом в «Онегине» предстанет американо-израильский дирижер Нимрод Дэвид Пфеффер, работающий в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке. Нимрод Дэвид Пфеффер дебютировал с Симфоническим оркестром Метрополитен-Опера в 2014-м году: на гала-концерте программы поддержки молодых артистов Мет Lindemann Young Artist Development Program он сменил за дирижерским пультом Джеймса Ливайна. Он также активно выступает как пианист. Среди важнейших событий его фортепианной карьеры – сольный концерт в Московском Кремле, передававшийся в прямом эфире (2007 г.); исполнение музыки Шопена в «Даме с камелиями» в постановке Американского театра балета на сцене Метрополитен-опера (2010 г.); дебют в Карнеги-холле в Нью-Йорке на сцене зала Вейла (2008 г.), а также дебют в качестве солиста с Израильским Филармоническим оркестром (2008 г.).
Нимрод Дэвид Пфеффер также обучался дирижированию в Джульярдской школе музыки у Алана Гильберта. Среди его учителей – Пнина Зальцман, Виктор Розенбаум, Карл Шахтер и Ричард Гуд. Именно Нимрод Дэвид Пфеффер дирижировал два года назад – в феврале 2018-го в Израильской Опере новой постановкой «Дон Жуана» Каспера Холтена. Это был его дебют в Израильской Опере.
В роли Евгения Онегина на сцену Израильской Оперы выйдут украинский баритон Андрей Бондаренко и баритон из Сербии Давид Бижич, которые регулярно выступают в этой роли в нью-йоркской «Метрополитен-опера». Ведущие израильские сопрано Ира Бертман и Алла Василевицкая исполнят роль Татьяны, а российские тенора Алексей Долгов и Евгений Либерман предстанут в партии Ленского. Роль Ольги исполнит восходящая, но уже очень востребованная звезда мировой оперной сцены, российская меццо-сопрано Айгуль Ахметшина, которая недавно сыграла у нас роль Розины в «Севильском цирюльнике», а также израильская певица Шай Блох. В образе князя Гремина на сцену поочередно выйдут два баса - Владимир Браун и Андрей Валентий. Среди других солистов: Эдна Прочник, Лариса Тетуева, Эйтан Дрори, Ноах Бригер, Яир Полищук и Пнини-Леон Грубнер.
Спектакли «Евгений Онегин» пройдут при участии оркестра Израильской оперы - Симфонического оркестра Ришон ле-Циона и хора Израильской оперы под руководством Асафа Бенрафа.
Даты представлений:
20.03, пятница, 13:00
22.03, воскресенье, 20:00 (премьера)
23.03, понедельник, 20:00
25.03, среда, 20:00
26.03, четверг, 20:00
27.03, пятница, 13:00
28.03, суббота, 21:00
31.03, вторник, 20:00
01.04, среда, 18:00
Билеты в кассе Израильской оперы 03-6927777 или в кассе «Браво»: http://bit.ly/2I6HSB1
За час до начала каждого спектакля - вступительная лекция (без дополнительной оплаты)
Оперный театр имени Шломо Лахата (Чича) – Тель-Авив, бульвар Шауль ха-Мелех, 19.
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting