Не бог, не дьявол, не святой: балет «Распутин» в Израиле
Легендарный танцовщик Сергей Полунин, способный уложить всех на лопатки одним движением выворотной кисти, не говоря уже о стопе, вновь выступит в Израиле – на сей раз в балете «Распутин». Действие спектакля разворачивается на шахматной доске: так решила хореограф постановки, японка Юка Ойши. К слову, заговорщика, то бишь князя Феликса Юсупова, танцует фантастический датчанин Йохан Кобборг, к которому непременно стоит присмотреться.
Образ Григория Распутина, «божьего человека», самопровозглашенного святого и прорицателя, Полунину очень близок, ибо сам он полагается исключительно на интуицию и часто ищет подсказки во Вселенной. Тем более что речь идет об одной из самых загадочных фигур российской истории. Какое-то время Распутина считали шарлатаном, зато в последние годы чуть ли не канонизировали: многие верующие числят его святым, а в русской православной церкви даже утверждают, что иконы с его ликом мироточат. В его последнюю петербургскую квартиру, нынешнюю коммуналку на третьем этаже старого доходного дома на Гороховой, стекаются паломники со всего мира – кто за исцелением, кто за мистикой, а кто из простого любопытства. Хотя в принципе старец Григорий – не бог, не дьявол, не святой. Но и далеко не Ra-Ra-Rasputin, Russia's greatest love machine, как пела когда-то группа Boney M.
По словам Сергея Полунина, личность его нового персонажа настолько сложна, что найти его привлекательные стороны возможно только путем интуиции; для этого, говорит танцовщик, «мне нужно ощутить Распутина посредством хореографии». Что же касается распутинской привлекательности, то, говорит Полунин, «он в конечном итоге желал творить добро, он исцелял людей, следовательно, сохранял душевную чистоту». Вместе с тем, танцовщик не отрицает, что «у этой личности было немало темных сторон – да, у Распутина были свои демоны».
Балет «Распутин» разделен на два акта. Первый посвящен знакомству Григория Распутина с царской семьей и его общению с юным царевичем Алексеем, которого он излечивает от гемофилии. Так начинается история восхождения простого крестьянина родом из Тобольской губернии на вершину российского Олимпа: он добивается расположения семьи Николая II, обретает чрезмерную власть над царем и особенно царицей, влияет на государственные решения и назначения министров, к тому же его навыки целителя и прорицателя, а также безусловная харизма делают его личностью невероятно популярной. Доходит до того, что царь специальным указом провозглашает его новым Христом, придумав для него другую фамилию и уложив ее в аббревиатуру НовыХ. Во время Первой мировой войны, когда царь отсутствует в Петербурге, приняв на себя командование армией и оставив на хозяйстве августейшую супругу, Распутин (он же Григорий Новых) заправляет всем, ибо каждое его слово для императрицы – закон. Однако поражения и потери русских в войне растут, так что во втором акте балета влияние «друга», как называла его императорская чета, окончательно ослабевает – зато обостряется условная дуэль Распутина и князя Юсупова, повлекшая за собой гибель «старца». Который, заметим, покинул сей бренный мир в возрасте 47 (!) лет – и отчего его изображают стариком?
Юка Ойши пошла по иному пути; ее Распутин – далеко не старик. Еще одно из достоинств балета в том, что хореограф сделала историю Распутина очень человеческой. Порой Полунин-Распутин выглядит зловеще, порой – прекраснодушным святым, заботящимся о благе и здоровье царской семьи, порой – любимцем женщин, коих он соблазнил несчетное количество («распутство» и Распутин стали в ту пору словами-синонимами), порой – крайне интересным собеседником. Так и вспоминаются слова из царского дневника: «Всё бы слушать и слушать его без конца».
Сверхчеловеческие черты Распутина связывают и с его гибелью: как известно, убивали его несколько раз, ибо он обладал замечательными способностями к выживанию. Так или иначе, не только земная, но и загробная жизнь Григория Распутина окутаны туманом тайны.
По поводу мистической фигуры Григория Распутина у японки Юки Ойши своя версия правды. «Я хотела показать темную, животную сторону Распутина, а также свет, который существовал в нем, – говорит хореограф. – Оттого я решила, что сцена должна быть шахматной доской, так как многие игроки этой драмы были и сильными, и слабыми в разные моменты времени. Да и Распутин порой был крупным игроком, а порой – пешкой».
Концепция балета интересна невероятно: это некое подобие шахматной игры, оттого каждый образ связан с определенной аллегорической фигурой. Следить за их движениями и перемещениями – поистине захватывающее занятие, ибо вам приходится наблюдать за тем, как трактует русскую историю японское космическое сознание. Собственно, расстановка фигур на гигантской шахматной доске – это визуальная метафора дореволюционной российской политики, где каждый разыгрывает свою партию. Но главное – это, разумеется, Сергей Полунин, который крутит такое фуэте, что оторваться от этого зрелища невозможно. Ну и, конечно, его невероятные прыжки.
Великолепный соперник Полунина-Распутина – Йохан Кобборг в роли Феликса Юсупова, еще один экс-принципал Королевского балета, наделенный столь же невероятной харизмой и потрясающей техникой. Их магнетические дуэты, начиная с первого акта, когда князь пытается избавить царскую семью от распутинского влияния, буквально завораживают. Точно так же завораживают двойные туры в воздухе, которые Хобборг прокручивает один за другим.
Эпатажный образ Юсупова в балете опять же неоднозначен и многолик – не случайно по его поводу, равно как и по поводу его сексуальной ориентации, по сей день ходят противоречивые слухи. Князь Феликс Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, блестящий аристократ, муж царской племянницы, в своих мемуарах увлекательно поведал о том, как в юности, будучи наделен незаурядными актерскими способностями, перевоплощался в женские образы. Скажем, в театральных постановках прошлого, где женские роли исполнялись мужчинами. «Высокий, худой, стройный, с иконописным лицом византийского письма», как описывал его Вертинский, он вполне мог сойти за прекрасную даму. И Юсупов (он утверждал, что любовь его к женской одежде возникла оттого, что родители ожидали рождения девочки и наряжали его до пяти лет в розовые платьица) вовсю этим пользовался. К примеру, он чуть не стал фавориткой Эдуарда VII, явившись в женском платье в театр де Капюсин и покорив короля Англии неземной красотой. Он выступал в кабаре «Аквариум», прикидываясь француженкой, и прочая, прочая. Так что неудивительно, что в балете «Распутин» Юсупов-Хобборг танцует на высоких каблуках, в дамских туфлях ярко-красного цвета, в черном платье с длинным красным шарфом (символ грядущей революции?) и с размазанной по лицу помадой.
Между прочим, в тех же мемуарах князь Юсупов признается, что убил Распутина потому, что считал: в нем скрыто все зло и главная причина всех несчастий России. «После всех моих встреч с Распутиным, всего виденного и слышанного мною, я окончательно убедился: не будет Распутина, не будет и той сатанинской силы, в руки которой попали Государь и Императрица». Хотя известно, что в 1912 году Распутин спас Россию, уговорив Николая II не вмешиваться в Балканскую войну. Вот и судите.
Музыку к «Распутину» написал великолепный московский композитор Кирилл Рихтер; находок в партитуре не счесть, вот лишь один спойлер: арфу он использует в двух ипостасях – как атрибут королевского двора и как замену... гуслям. Царя Николая Второго изображает в балете Алексей Любимов – этуаль балетной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, царицу Александру Федоровну танцует олимпийская чемпионка по фигурному катанию Елена Ильиных. Сценографом выступил чех Отто Бубеничек, художником по костюмам – известный модельер Ульяна Сергеенко, дизайнером по свету – Константин Бинкин.
Балет уже обласкан в Лондоне – его мировая премьера состоялась в июне минувшего года в театре «Палладиум»; теперь он едет к нам в Кейсарию.
Единственное представление «Распутина» состоится 7 мая, в 21:00 в римском амфитеатре Кейсарии.
Заказ билетов в кассе «Браво»: http://bit.ly/311RDsU
Организаторы гастролей – компании YM Productions, а также Stardust Entertainment и Standard.
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting