Куда маршируют евреи по Бруклинскому мосту
Насколько же этот лозунг далек от реальности! Вновь и вновь правильные, казалось бы, слова затушевывают суть, блокируют здравый анализ, подменяют настоящее решение. Страх и ненависть не победить словами и демонстративными акциями. Тут необходимы внутренние перемены, и прежде всего - в себе самих. Для начала надо снять шоры с сознания, отказаться от стереотипов и понять, что же на самом деле происходит в Америке. Да и не только в ней.
Нет, я не против марша. Мое сердце с его участниками, мои ученики тоже были там. Но я против слепоты, против одержимости догмами, против отказа задуматься над фактами. Американские евреи маршировали по Бруклинскому мосту… возможно, на убой!
Даже сегодня, когда опасность уже явно проступила, они по-прежнему обманываются, не видят общей картины, неверно считывают данные. Они думают лишь о себе, а не о народе Израиля, о себе, а не о мире, для которого антисемитизм - это симптом базового, системного сбоя, не исправленного еще со времен Древнего Вавилона.
Кажется, под натиском ненависти евреи Америки только еще больше изолируются, отрекаются от корней. В Израиле проявляют солидарность с ними, но солидарны ли они с Израилем? В последние годы они все чаще горделиво поворачиваются к нам спиной, судорожно оглядываясь лишь при вестях о новых нападениях.
И все же, что поделаешь, нельзя отрекаться от непутевого ребенка в семье, даже если он отрекается от нее…
Главная проблема американских евреев - не антисемитизм. Главная проблема - они сами, их упорное нежелание взглянуть правде в глаза, разглядеть причины ненависти. Ведь законы человеческой природы так же незыблемы, как и законы природы физической. Когда выкипает молоко, ясно, что дело не в нем, а в огне под кастрюлей. Но когда закипают людские страсти, огонь почему-то остается "за кадром", вне поля зрения.
А между тем, это пламя антисемитизма мы разжигаем сами - используя свой потенциал на что угодно, кроме того, чего от нас ждут. Мы единственные способны помочь миру в преодолении неразрешимых конфликтов, которые постепенно затягиваются узлами. Мы единственные можем показать пример подлинного братства людей, стран, народов. Мы единственные, кто знает, как правильно сбалансировать человеческое естество, так чтобы его негатив компенсировался позитивом. Но мы не признаем своей роли.
Все катаклизмы в природе - это, в конечном счете, системное восстановление равновесия. Дисбаланс может накапливаться долго, и чем он больше, тем более взрывную форму принимает коррекция.
А в отношениях евреев с миром дисбаланс аккумулируется вот уже тысячи лет. То, что происходит сейчас, - всего лишь тоненькие струйки пара, вырывающегося из скороварки. И давление внутри нее колоссально.
По сути, мир разрывается от ненависти к еврейскому народу. Ведь миру нужно исправление, выправление дисбалансов, а это как раз зависит от нас. Но мы бездействуем. В результате евреи сами, через интегральную систему Природы, создают, порождают глобальную ненависть к себе.
Так вышло, что народ под названием "Исраэль" отвечает за системное равновесие, за единство и взаимодействие очень разных частей человечества. В действительности Исраэль - не название, а призвание, задача, долг перед миром. И мир это чувствует. А мы - мы не понимаем, чего от нас хотят.
Никакие марши не разрешат этого фундаментального противоречия. Они могут стать началом решения, но только если далее последуют реальные шаги к объединению во благо миру. Если же ограничиться лишь внешними манифестациями против ненависти, проку от них будет очень мало. Ведь ненависть народов - это внутренний позыв, естественный импульс, неосознанное требование к евреям: "Начните исправлять мир! Приведите его в равновесие!" И какой же ответ дал на это нью-йоркский марш? Скорее, он только усилил пламя.
При таком подходе американские евреи не смогут жить без страха. Ведь в глубине души, очень глубоко, они знают, чувствуют: их бьют за невыплаченный долг и правда не на их стороне. И, возможно, поэтому все навязчивее возлагают вину на Трампа, на Израиль, на кого угодно…
Америка, которая еще вчера лежала у их ног, внезапно подступает к ним с новым, незнакомым выражением лица. И лучшее, что они могут сейчас сделать, - это дать ей желаемое. Не деньги, не инновации, не таланты, заточенные под нужды потребительства, не высосанные из пальца неолиберальные идеалы, а путь к единству, к подъему над эгоизмом, к доброй человеческой взаимосвязи. Этому им надо научиться и научить других. Все зависит от них.