Происхождение науки каббала
Однако с точки зрения каббалистов такой подход в корне ошибочен. Именно он стал основой для главного мифа об этой науке. Каббалисты объясняют, что на самом деле каббала – это методика раскрытия Источника жизни, насчитывающая тысячи лет.
Человек развивался, находил все новые средства, чтобы обеспечить свое выживание, и вместе с тем начинал задумываться о собственном существовании.
Примерно 3800 лет назад желание раскрыть скрытые законы Природы проснулось в одном из жителей Древнего Вавилона – Аврааме. Его монотеистическое учение, согласно науке каббала, – это осознание того факта, что за всеми силами природы стоит одна Сила, которая движет систему к всеобщему единству. Иначе говоря, к соединению, к полной взаимосвязи между всеми частями реальности.
Вот что пишет об Аврааме великий каббалист 12-го века Рамбам:
Он постиг, что есть один Бог, управляющий колесом, сотворивший все, и нет во всем сущем другого Бога, кроме Него.
Подход Авраама состоял в том, чтобы смотреть на мир через призму взаимодействия и равновесия двух противоположных сил.
С одной стороны, Природа толкает каждую часть к все большей связи с другими частями. Протоны и электроны создают атомы, атомы соединяются в молекулы, молекулы составляют материю, а та – живые организмы, все более и более сложные. Люди собираются в сообщества, интегрируются в социальные сети.
С другой стороны, Природа разделяет формы материи, создавая широкое разнообразие. Благодаря воздействию этой Силы мы наблюдаем богатство форм неживой, растительной, животной и человеческой природы.
Каббалисты объясняют, что мы созданы в виде единого мироздания с бесчисленным множеством взаимосвязей. Однако со временем мы отдалились друг от друга, пока не пришли к разобщению и взаимному отторжению. Этот процесс заложен в программе творения. Люди должны дойти до диаметральной поляризации, увидеть в этом негатив и осознать необходимость равновесия двух противоположных сил, которые в нас заложены - доброй и дурной: желания отдавать и желания получать. Это равновесие называется единством противоположностей.
Во времена Авраама человечество было сконцентрировано в Древнем Вавилоне, и люди жили одной большой семьей. Тора говорит об этом в главе «Берешит», 11:1: «На всей земле был один язык и одно наречие». Люди чувствовали друг друга, жили в гармонии друг с другом и с природой, пока внезапно не произошел первый в истории всплеск эгоизма, описанный в рассказе о Вавилонской башне.
До времен Нимрода были все люди равны, и никто из них не возвышался, чтобы править другими. А Нимрод начал доминировать и править на земле.
Так написал в 18-м веке Давид Альтшуллер, один из комментаторов ТАНАХа.
Царь Нимрод – библейский персонаж, упоминаемый в главе «Берешит», – выдвинул логичный довод против ненависти, захлестнувшей вавилонские племена. Он сказал, что они должны разойтись, уйти из Вавилона. Если достаточно отдалиться друг от друга, то смогут мирно уживаться между собой.
Авраам же утверждал, что это не решит проблему, поскольку в природе действует закон развития, требующий от человеческого общества достичь единства над всеми различиями, которые проявляются между нами.
Авраам хотел объединить вавилонян и создать гармоничное общество. Но его призыв воспользоваться методикой объединения вызвал конфликт. Здесь мы видим первый случай сопротивления единству и каббалистической методике.
Рамбам рассказывает о том, как Авраам начал собирать вокруг себя людей, принимавших его подход:
И ходил, созывая и собирая народ, из города в город, из царства в царство, пока не пришел в ханаанскую землю.
К его группе присоединялись люди разных племен и царств, вне зависимости от происхождения:
Когда народ собирался к нему и расспрашивал о его речах, он возвещал каждому в мере его разумения, пока не возвращал его на путь истины. Так собрались к нему тысячи и десятки тысяч, и это – люди дома Авраама.
Так родилась группа «дома Авраама», со временем ставшая еврейским народом. Народ этот произрос из идеологии, из идеи, а не по естественным биологическим факторам, как все другие. Группа Авраама заложила основы народа Израиля.
Возлюби ближнего, как самого себя. Все, чего ты желаешь, чтобы для тебя делали другие, делай сам для братьев своих… Закон, который установил Авраам и путь милосердия, которым шел: кормить путников, поить их и сопровождать их. Рамбам, «Второзаконие»
Каббалисты объясняют, какой должна быть связь между людьми: я забочусь о других так же, как о себе. Мое благо и их благо сливаются в одно. Мудрецы всех времен говорили о том, что «все преступления покроет любовь». Когда-то мы думали, что это просто красивые слова в назидание детям, но сегодня уже понимаем, что это основной закон всей реальности. Он действует на всех уровнях, включая человеческое общество. В неживой, растительной и животной природе он соблюдается непреложно, инстинктивно. Но нам, людям, надо самим захотеть выполнения подлинно социальных законов. Когда нам это удастся, мы раскроем единую Силу, управляющую всей реальностью.
Говоря иначе, люди обязаны раскрыть эту единую Силу, которая в каббале называется также Творцом, Богом, Высшей силой. Ее раскрытие дает максимально глубокий ответ на неизбывные вопросы сути и смысле жизни. Благодаря этому новому миропониманию человек обретает возможность разглядеть единую Силу и единую причину всего, что происходит во всех сферах его жизни.
Продвижение к раскрытию единой Силы, начавшееся во времена Авраама, продолжилось под руководством Моше и лидеров следующих поколений. Это знание передавалось мудрецами устно, и потому впоследствии было названо наукой каббала – наукой получения, поскольку ее получают путем передачи из поколения в поколение.