Как перевоспитать антисемита
Страна застыла в ожидании чего-то страшного, когда 13 января 1953 года страницы центральных газет взорвались сенсационными заголовками: "Шпионы и убийцы пойманы с поличным", "Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей", "Арест группы врачей-вредителей" и т.п. Ясно было одно – И. В. Сталин решил вплотную заняться "вечным вопросом".
Между тем, за 20 лет до этих событий Сталин пытался решить этот вопрос с точностью до наоборот. На запрос "Еврейского телеграфного агентства" от 12 января 1931 года он среди прочего сказал следующее:
В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм как явление глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью.[1]
Интересно, что в советской печати этот текст был впервые опубликован в газете "Правда" №329, 30 ноября 1936 г.
Некоторые скажут, что это были лишь красивые слова, предназначенные для зарубежного читателя. Но нет, с антисемитизмом в СССР действительно боролись, начиная со школьной скамьи.
Возьмем газету "Пионерская правда" №41 от 6 апреля 1929 года. На ширину всей третьей страницы растянут подзаголовок: "Антисемиты не встречают отпора в школах и отрядах".
Для оценки уровня антисемитизма тех лет в СССР приведем некоторые фразы из разных статей этой страницы: "У нас евреев не убивали, чего же нам беспокоиться", "Антисемитам не место в рядах рабочего класса. Убийца Трофимов должен быть строго наказан". "Ученики Зост, Анненков и Герасимов на общем собрании повели открытую агитацию: Жидов в самоуправление не выбирать… Иначе уйдем с собрания".
Между тем классическая литература тех лет утверждала, что еврейский вопрос в СССР уже решен. Фрагмент из романа "Золотой теленок".
– Значит, есть и (еврейский) вопрос?
– Нет. Евреи есть, а вопроса нету.
Для полноты картины следует сказать, что официально СССР на протяжении всего своего существования был противником антисемитизма.
Почему Сталин решил бороться уже не с антисемитами, а, наоборот, с евреями достоверных сведений нет. Понятно лишь одно – Сталин еврейским вопросом занимался вплотную, как, в общем-то, и вся идеологическая машина СССР.
Позднее режущее слух слово "еврей" заменили словом "сионист", а тема уже в повернутом на 180 градусов виде вновь оказалось в системе воспитания.
В журнале "Пионер" №10 1985 г. на стр. 28 читатель, пионер 6 класса Павел Лемехин интересуется темой терроризма. В ответ среди прочего ему объясняют, что "террористы – израильские сионисты".
Кстати объем тиража этого издания, выражаясь современным сленгом, просто "срывает крышу" – 1 650 000 экземпляров, а ведь это далеко не Гарри Потер.
Как известно, воспитание - самый действенный способ что-либо исправить в обществе или внести в него что-то новое. Попытки победить антисемитизм воспитанием в СССР не удались. Можно сказать, что опыт СССР фактически показал, что антисемитизм как явление настолько глубоко укоренен в сознании общества, что не только воспитанием, но и наказанием подавить его невозможно.
О причинах этого непонятного и вместе с тем устойчивого явления написано много и даже очень много. Выводы, к которым приходят, например, писатели и философы неутешительны:
- Антисемитизм иррационален и не подвержен доводам разума.[2]
- Менее всего, конечно, можно было бы объяснить историческую судьбу еврейства с точки зрения материалистического понимания истории. Мы тут прикасаемся к тайне истории.[3]
Ученые пишут на эту тему диссертации, собираются на международных форумах, однако, как говорится в Википедии в разделе "Антисемитизм":
Несмотря на большое количество источников по проблеме антисемитизма, его причины остаются плохо охарактеризованными, а потому анализ явления затруднен, и его обсуждение зачастую табуировано.
И все-таки существуют люди, которые говорят о причинах антисемитизма более предметно. В первой половине 20-го века, каббалист Бааль Сулам написал следующее:
Известно, что народ Израиля ненавидят все народы – за религию ли, за национальность ли, за капитализм ли или за коммунизм, за космополитизм и т.п. Ведь ненависть первична по отношению ко всем доводам, хотя каждый мотивирует собственную ненависть согласно своей психологии.[4]
На самом деле эти слова каббалиста возвращают нас к сказанному уже несколько тысяч лет назад.
Среди тех народов не найдешь ты покоя, и не будет отдыха ногам твоим.[5]
На сегодняшний день никто не предлагает радикального решения проблеме антисемитизма, кроме каббалы.
Каббала – наука социального сплочения – не пытается сгладить острые углы или скрыть различия. Нет, она меняет само наше отношение к противоречиям, поднимает туда, где видна общая картина, несущая совсем иной смысл. Противоположности в ней – вовсе не помехи, а средства формирования единой интегральной системы, живущей по законам взаимного поручительства.[6]
Но то ли косность мышления, то ли предубеждения мешают нам хотя бы их выслушать. А ведь в глубине души мы понимаем, что решать эту проблему необходимо, поскольку она касается всех, а не только евреев.
______________________________
[1] Сталин И.В. Сочинения. Т. 13. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1951. С. 28.
[2] Оруэлл Джордж (1903-1950) – английский писатель и публицист.
[3] Бердяев Н. А. (1874-1948) – русский философ и публицист.
[4] Бааль Сулам, «Труды о последнем поколении». Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. Р. 832-833.
[5] Тора, Дварим, 28:65.
[6] Лайтман. М., «Антисемитизм. Решение». L.K.P. Израиль. 2018. С. 109.