Есть один народ…
Однако могли ли мы, в принципе, быть другими? Более воспитанными, считающимися с мнением других, не столь кичащимися своей богоизбранностью (тоже ведь вопрос еще, в чем она заключается)…
Заглянув для интереса в каббалистические источники, мы находим там пугающе прямой ответ: Нет, не могли. Потому что у нашего поведения есть глубокие, духовные, корни. Правда, есть в этих источниках и одна существенная деталь: если мы научимся правильно этим знанием пользоваться, даже небеса не будут для нас пределом.
Все наши сегодняшние качества заложены в нас в те времена, когда народ еще только зарождался. Во времена Авраама, помните такого? Он был первым, кто объяснил, что в природе существует единая сила, которой мы должны стать подобными. То есть, как она проявила свою любовь к творению, создав и поддерживая бесконечно разнообразную, но жестко связанную в единую систему Вселенную, так и мы в подобии ей должны выстроить между собой добрые, поддерживающие друг друга связи.
И надо сказать, что когда-то евреи старались этому принципу и следовать. Конечно, между нами периодически возникали и споры, и ссоры, и войны, но общее усилие было направлено на то, чтобы сохранить ощущение, что мы все равны. Что мы все семья. «Все в народе Израиля – друзья».
Так продолжалось до тех пор, пока эго в нас не достигло таких размеров, что мы забыли обо всем, чему нас учил Авраам. Перестали заботиться друг о друге, чувствовать других близкими себе. И тогда Храмы были разрушены. А мы вследствие этого приобрели полярные свойства.
И теперь, с одной стороны, мы чувствуем, что все мы братья, независимо от того, кто мы и чего достигли в жизни. Мы все евреи и среди нас нет малых и великих. Премьер-министр или президент могут прийти на рынок, и их будут обнимать, словно двоюродных братьев. Вы можете себе представить, чтобы посреди базара кто-нибудь кинулся обнимать королеву Англии? Это глубокое ощущение близости, живет в нас с той поры, когда мы действительно жили как братья.
А с другой стороны, огромный эгоизм поминутно сталкивает нас лбами: «Хабиби, поищи фраера в другом месте! Меня ты не наколешь!» Беседер, не наколю тебя, найду другого.
Так и живем мы, бросаясь из одной крайности в другую. И нет у нас промежуточных состояний.
В прошлом между нами существовала такая связь, что мы чувствовали других близкими себе, словно они наши любимые дети. А когда эта связь разрушилась, возникло противоположное чувство – «не будь фраером». Мы перестали ощущать, что другие нам близки. Наоборот, возникла уверенность, что с другими нужно быть очень осторожными, потому что они могут навредить гораздо больше, чем представители любого другого народа. И нам стало легче ладить с неевреямии, которых мы видели насквозь, чем с евреями, наглость которых не имеет границ.
Ведь эта наглость никого не уважает, ничто не ценит и плевать хотела на любые правила. А связано это с тем, что в нашем народе никогда не было классов или избранных каст. Даже когда у нас был царь, его роль заключалась в том, чтобы заботиться о подданных, служить людям, а не наоборот. Поэтому у нас отсутствует чувство иерархии, мы не умеем гнуть спину ни перед человеком, ни перед законом. Всегда ищем лазейки, обходные пути, связи.
Но это на все поверхности. А если копнуть глубже, то мы увидим, что наша наглость, израильская «хуцпа», происходит из того, что когда-то каждый еврей обладал непоколебимой силой, чувствуя, что он может подняться до высоты Бога. Что все принадлежит ему и что он и Творец действительно друзья-товарищи. Кто же может ему что-то сделать? Кто вообще может ему поперек характеру пикнуть?! Вот и чувствует он себя выше других, так как в него впечатаны такие свойства, что если он их раскроет и начнет правильно использовать, то действительно сможет достичь уровня Творца.
Вот почему народ наш таков, какой он есть. Жестоковыйный. Упрямый. Настырный.
До тех пор пока мы не потеряли духовную ступень, каждый атаковал свое эго, заставляя себя прорываться сквозь оболочку индивидуализма и налаживать с другими добрые связи. Но после разрушения Храмов вектор атак поменялся. Вместо нападений на собственный эгоизм мы стали нападать на других. И даже теперь, когда уже ясно, что нужно объединиться для спасения страны, мы не желаем этого делать. Любые слова пролетают мимо ушей. И действительно, ну зачем мне кого-то слушать, если я всегда прав?
Такое вот у нас самомнение. «Никто не будет мне указывать, что хорошо, а что плохо. Я и сам это знаю, а мир может катиться ко всем чертям!» Вы спрашиваете, откуда в нас эта непоколебимая уверенность в собственной правоте?
А дело в том, что все мы - части единой души, в которой у каждого из нас есть свое, особое место. Личный корень души, который присущ только мне и больше никому. Из-за этого каждый чувствует, что он уникален.
В состоянии духовной связи эта уникальность позволяет наполнять других особым светом, но это только в духовном… В материальном же это свойство трансформируется в свою противоположность. К сожалению. Хотя…
Те же каббалисты пишут, что именно материальный мир может стать для нас «подкидной доской» в мир духовный. Где мы когда-то находились, но утратили с ним связь. Что само по себе тоже не случайно. Мы должны были пройти кругооборот потерь, чтобы однажды в свободном выборе раз и навсегда решить, что, невзирая на разделяющий нас эгоизм, мы возродим соединявшую нас когда-то братскую любовь. И станем в этом подобными Творцу.
Человек был создан, чтобы возвысить небеса, - сказал однажды мудрый старец - Менахем Мендель из Коцка.
"
...
А дело в том, что все мы — части единой души, в которой у каждого из нас есть свое, особое место. Личный корень души, который присущ только мне и больше никому. Из-за этого каждый чувствует, что он уникален.
В состоянии духовной связи эта уникальность позволяет наполнять других особым светом, но это только в духовном…
...
"
Сейчас по 1-му радио пытался услышать мысли автора по поводу корней антисемитизма, но из-за активных и совершенно неумных помех, создаваемых ведущим, Марком Кричевским, мне это так и не удалось. Видимо, изложенное в статье и есть то, о чем автор хотел безуспешно сказать. Я с этими мыслями абсолютно согласен, и , мне кажется, надо быть слегка подслеповатым и глуховатым, чтобы не увидеть в них хотя бы логики, достойной внимания...