Американская трагедия Израиля
Нас разделяет океан – во всех смыслах. Здесь, в Израиле, мы не можем понять их, а они там не могут понять нас. Это уже не просто недоразумения, недопонимание (misunderstanding) – это полное непонимание (incomprehension), разрыв, два мира с абсолютно разными взглядами и интересами.
И если честно, я не виню американцев. Действительно, оттуда все видится и чувствуется иначе. В Америке идет смена эпох, смена поколений. "Старики" уже понимают, что не смогут диктовать молодым свои каноны и навязывать свое отношение к "родине предков". Не выйдет. Поэтому на данный момент отцы и дети, в целом, сходятся на "компромиссном", "легком" еврействе, которое все-таки лучше, чем полная ассимиляция.
К тому же их окружение, как правило, не питает к Израилю особых симпатий. В США публика далеко не благодушна на наш счет, а СМИ "верно" ориентируют общественное мнение. Поэтому американские евреи вынуждены демонстрировать "объективность" и "плюрализм", чтобы их не посчитали пятой колонной в обществе, в капитале и во власти.
Вот и выходит, что они по-своему правы. Их мотивы не столько шкурнические, сколько рациональные: они просто хотят сохранить благополучие большого, богатого, разнообразного американского еврейства, которое живет так, как ему живется, не желая "грудью стоять" за Израиль и играть роль его верных "полпредов". Ведь то, что хорошо для Израиля, не всегда хорошо для Америки.
И потому нам их не уломать и не переубедить. Пока мы, израильтяне, думаем лишь о себе, они не станут играть по нашим правилам. В конечном итоге, это они нужны нам, а не мы им. Во всяком случае, такое у них ощущение.
А значит, в отношениях с американским еврейством пора отбросить нашу израильскую гордость и "праведность". Ведь то, что стоит за ними, никак не скроешь. Все эти шитые белыми нитками коалиции, жадно делящие пирог, все эти дрязги и подковерные гешефты на самом деле видны каждому.
И потому вместо того чтобы предъявлять претензии американцам нам нужно сперва разобраться с самими собой.
Страна галута
Жизнь в Израиле – во многом выживание. Наше общество расколото и разобщено. Наша политика – грызня и грязь. Мы пытаемся гордиться своими достижениями, хотя под ковром у нас – склоки и междоусобицы.
Что реально мы можем предложить западным и, в частности, американским евреям? Горделивые слоганы? Помпезные тирады? Прогнивший фасад галутного мировоззрения, которое правит государством Израиль?
Можно и дальше возмущаться американцами, но это то, что они видят. И вполне естественно, что еврейская молодежь в Америке охладевает к своим корням. Если таково еврейское наследие, то спасибо, не надо. Не нужна им такая страна.
Не они – мы виновны в происходящем. Наша идеология выхолостилась, наши идеалы померкли. Максимум, что мы способны сформулировать, – это "еврейский характер государства", требующий жить на своей земле и никому ее не отдавать. А зачем? Зачем все это? Мы сами-то понимаем?!
И потому история не прислушается к нашим высоким речам. Окно возможностей открылось – окно возможностей закрылось. А Америка – она далеко. Когда европейских евреев жгли в печах, американские евреи набирались сил. И даже если им небезразличны трудности современного Израиля, это не их трудности. Мы больше не излучаем отсюда ничего такого, что задевало бы их по-настоящему.
Перспективы
Однако и это – только часть картины. Ведь Америка – всего лишь одна из многих стран рассеяния, в которых мы побывали за тысячи лет. И тенденции в ней такие же, как везде.
Уже сегодня антисемитские инциденты превратились из нонсенса в рутину. Масла в этот медленный пока что огонь подливают политики – часто еврейского происхождения – и СМИ. Тем временем в университетских кампусах антисемитизм цветет пышным цветом и оттуда постепенно изливается наружу.
В какой-то момент американское еврейство осознает, что и правительство, и народ настроены резко против него. Тенденции вполне просматриваются уже сегодня. Евреи, как обычно, надеются переждать эту волну, и тем не менее, следует понимать: в недалеком будущем ситуация в Америке и по всему миру станет для них весьма неприятной, а то и угрожающей.
В таких условиях, разумеется, часть еврейской молодежи примет антисионистский и антиизраильский настрой – искренне, или хотя бы для того, чтобы обеспечить себе нормальное существование. Кому хочется жить в тисках?
А в чуть более отдаленной перспективе нас ждет полный отрыв американского еврейства от Израиля. Мы станем не нужны им, будем лишними в их глазах. Уже сегодня они не испытывают особых сантиментов на наш счет. Прямо сейчас идет обнуление – и перезагрузка. А затем в какой-то момент они просто откажутся с нами говорить.
Однако и это им не поможет. Ведь антисемиты не отличают евреев друг от друга. С Израилем, или без Израиля, для них мы все на одно лицо. Так что, в опасности находимся мы все – по обе стороны океана.
И что же, мы так и будем обижаться на американских евреев?
Без обид
Нет, мы ничего им не объясним и не докажем. А они не докажут Америке, что верны и полезны только ей, а не Израилю. Потому что в действительности виной всему не мы и не они, а наш общий раскол.
И решение кроется не в политике, не в громких словах, не в ассимиляции, а в основах народа, в его исконном достоянии.
На сегодня нет в мире "товара" более востребованного, чем единство. Ведь все держится на равновесии множества сил, и побеждает тот, кто знает, как составить и выстроить их правильно, кто умеет соединять, сочетать в своих интересах. Однако и его победа ограничена, потому что он упорядочил только фрагмент системы, да и тот – для себя.
Наш народ изначально обладает методикой универсального, всеобъемлющего единения. Такого, при котором все части на всех уровнях составляют гармоничное целое и никто ни в чем не испытывает нужды. Человек, семья, общество, человечество – все пронизывается позитивными взаимосвязями и начинает работать в общих интересах.
Да, мы это можем – но не хотим. В конечном счете, отринув единство, мы загнали себя в ловушку: ведь жить здесь во взаимной ненависти еще хуже, чем презирать Израиль из-за рубежа. ВВП у нас, может, и растет, но социально, по-человечески, мы загниваем в профсоюзно-секторально-общинно-светско-религиозно-корпоративно-политических разборках.
Сколько же можно игнорировать эту нашу главную проблему, наше проклятие, из-за которого страна – и народ – не в силах расцвести и реализовать свой уникальный потенциал? Сколько можно жить сегодняшним днем, не извлекая уроков из прошлого, отказываясь от будущего?
И какой смысл при этом рассчитывать на зарубежное еврейство? Не говоря уже о том, чтобы притязать на его благосклонность.
Прежде чем требовать любви от американских евреев, давайте потребуем ее от себя.
Максимум, что мы способны сформулировать, – это «еврейский характер государства», требующий жить на своей земле и никому ее не отдавать. А зачем? - Вот это как раз мой вопрос
Они давно уже нужны нам гораздо меньше, чем мы - им. У нас - процветающая страна, ведущая экономика, крепнущая национальная идея, отличные демографические тенденции, увеличение количество связей с самыми разными странами... У них - антисемитизм, американские склоки, гораздо более жестокие, чем наши. С мордобоем, разбиванием голов. И ненавистью, ненавистью.... И - постепенное вымирание в силу низкой рождаемости.