Опера «Богема»: любовь - слишком хрупкое чувство для этого мира
Пуччини рассказывает о реальной жизни своего времени, о жизни и переживаниях обычных людей в обычной обстановке, и «Богема» («La Bohème») - тому прекрасное подтверждение, уже более века оставаясь одной из самых любимых опер мирового репертуара. Постановкой Стефано Маццониса ди Пралафера дирижер Франческо Чиллуффо откроет 2017/18-й сезон Израильской Оперы.
«La Bohème», которая будет представлена в Израильской Опере с 22 ноября по 8 декабря, - пожалуй, самая известная опера Пуччини, входящая, по некоторым оценкам, в пятерку наиболее часто исполняемых опер в мире. Именно этой оперой летом 1930 года открывался Первый Фестиваль Пуччини, по сей день проводимый в Тоскане в Торре дель Лаго. «Богему» считают одним из высших проявлений веризма в музыке.
Стиль веризма, зародившись в итальянской живописи 17-го века, на стыке веков 19-го и 20-го, наиболее ярко проявился в музыке. В основу романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» легла история молодых талантливых обитателях Латинского квартала Парижа. Герои романа Мюрже, послужившего источником для оперы Пуччини, сделали свой выбор в пользу искусства, творчества и любви вопреки нищете и обездоленности. Роман, вышедший в 1851-м году отдельной книгой, принес автору литературную известность. В сотрудничестве с Ж. Барьером писатель переработал свой роман в пятиактную пьесу «Богема», которая также имела шумный успех. В 1893 году Л. Иллика (1859-1919) и Д. Джакоза (1847-1906) начали писать либретто на основе романа Мюрже; работа продолжалась около двух лет. Музыка была сочинена Пуччини за восемь месяцев.
В романе «Сцены из жизни богемы» Анри Мюрже описывал хорошо знакомую ему по собственному опыту жизнь обитателей Латинского квартала – бедных, но мечтающих о славе молодых художников, поэтов и их подруг. Сцены романа Мюрже пробудили в душе Пуччини воспоминания о собственных студенческих годах. Кстати, во время работы над оперой, Пуччини окружали друзья, объединившиеся в кружок под названием «Клуб богемы». Первое исполнение «Богемы», в которой также немало размышлений о природе любви, об искусстве и творчестве, состоялось 1 февраля 1896 года в Teatro Regio под управлением Артуро Тосканини. Публика приняла оперу с огромным восторгом. В первом же сезоне было дано 24 спектакля, каждый из которых проходил с аншлагом. Стоит отметить, что можно и найти и другие сведения, к примеру, такие: «Опера не провалилась, но прием публики был, можно сказать, чуть лучше, чем равнодушный, да и критики отнюдь не были единодушны в выражении симпатии к ней. Один из них зашел настолько далеко, что назвал ее «пустой, совершенно инфантильной». Премьера в «Метрополитен-опера» в 1900 году удостоилась нескольких еще худших эпитетов. «Богема», — писала «Tribune», - низкая по сюжету, шумная и пустая по музыке, глупая и нелогичная... опера». Но время доказало, что Пуччини создал шедевр.
И никто не предсказал в 1896 году значение оперы точнее, чем издатель Пуччини Джулио Рикорди. За три месяца до премьеры Рикорди, вмешивавшийся в работу композитора и либреттиста на протяжении всех трех лет, пока создавалась опера, писал: «Дорогой Пуччини, если ты на сей раз не создашь шедевр, я поменяю профессию и пойду торговать колбасой!». Так что в глазах потомков многие профессиональные критики, скорее, оказываются неправы…
Туринская премьера «Богемы» способствовала еще большей известности композитора, прославленного после постановки «Манон Леско», во всяком случае, его успеху у публики. С каждым спектаклем в Турине «Богема» поднималась все выше и выше по ступенькам успеха. После этой постановки появились другие - в Риме и Палермо.
13 апреля 1896 состоялась премьера «Богемы» в Сицилии под управлением известного дирижера Леопольдо Муньоне, которая имела безоговорочный успех. Финал спектакля был беспрецедентным в истории оперного искусства. Громкими аплодисментами зрители заставили артистов уже без грима и костюмов выйти на сцену и повторить весь последний акт. И время подтвердило их правоту: «Богема» стала одной из самых популярных опер в мире, быть может, превосходящей все другие как в драматическом, так и в музыкальном отношении.
Вспоминая о работе над «Богемой», Пуччини говорил: «Завершая оперу, я плакал как дитя, один, в ночной тишине ... Мне казалось, что я потерял своего родного ребенка».
В нынешней поставке «Богемы» принимают участие молодые ведущие солистки Израильской Оперы – четыре сопрано, выступающие по всему миру: Алла Василевицкая (недавно вернувшаяся из Макао, где она исполняла главную роль в опере «Орфей и Эвридика»), Ноа Данон, Хила Баджо и Шири Хершкович. Все они – выпускницы разных поколений Meitar Opera Studio - программы для молодых исполнителей Израильской Оперы.
Режиссер нынешней постановки в Израильской Опере – итальянец Стефано Маццонис ди Пралафера. Он руководит оперой Льежа в Бельгии и хорошо известен в Израиле: в прошедшем сезоне он ставил в Тель-Авиве «Газету» («La gazzetta») Джоаккино Россини (это были как раз гастроли Королевской Валлонской оперы из Льежа – одного из крупнейших театров в Бельгии), в 2015 году - «Набукко», в 2014-м - ту же «Богему» Пуччини, а ранее – вердиевские «Отеллу» и «Травиату».
Дирижер - также итальянец, Франческо Чиллуффо - также не раз уже сотрудничавший с Израильской Оперой («Мадам Баттерфляй» - Опера в парке в 2016-м году, «Риголетто» в Иерусалиме в 2016-м году, «Ромео и Джульетта» (2016) и «L'elisir d'amore» в Иерусалиме - 2015 год). Чиллуффо – не только дирижер, но и композитор. Он учился в Туринской консерватории, Гилдхоллской школе музыки и театра и Королевском музыкальном колледже в Лондоне. Среди композиторских работ Франческо Чиллуффо – оперы «Дело Мортары» («Il caso Mortara», Нью-Йорк, 2010) и «Земля снова жива» («The Land to Life Again», Сиена, Лос-Анджелес, 2012), снискавшие международное признание. Чиллуффо руководит оркестрами и операми по всему миру, в том числе в России, Чили, Италии.
Джакомо Пуччини. «Богема» (La Bohème).
Опера в четырех действиях на либретто (по-итальянски) Джузеппе Джакозы и Луиджи Иллики со значительным участием Джулио Рикорди и самого композитора, основанное на некоторых эпизодах из романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы».
Постановка - Стефано Маццонис ди Пралафера
Дирижер - Франческо Чиллуффо. Ряд представлений – дирижер Керен Бен-Йосеф
Действующие лица:
Мими, швея (сопрано) – Алла Василевицкая/Ноа Данон
Рудольф, поэт (тенор) - Алексей Долгов (прекрасно исполнивший партию Эдгаро в прошлогодней «Лючии де Ламмермур)/Артур Эспирито
Марсель, художник (баритон) – Витторио Вители/Йонуч Паску
Мюзетта, гризетка (сопрано) – Хила Баджио/Шири Хершкович
Коллен, философ (бас) – Николас Броунли/Фабрицио Бегги
Шонар, музыкант (бapитoн) – Йонут Паску/Ноах Бригер
Бенуа, домохозяин (бас) – Гай Манхейм/Яир Полищук
Время действия: около 1830 года.
Место действия: Париж.
Первое исполнение: Турин, театр «Реджо», 1 февраля 1896 года.
Симфонический Оркестр Ришон ле Циона
Хор Израильской Оперы (дирижер - Эйтан Шмайсер)
Детский хор «Эфрони» (дирижер – Шели Берлински)
Даты представлений:
22.11, среда, 20:00
24.11, понедельник, 13:00
25.11, суббота, 20:00
26.11, воскресенье, 20:00
28.11, вторник, 20:00
30.11, четверг, 18:00
01.12, пятница, 13:00
02.12, суббота, 20:00
04.12, понедельник
06.12, среда, 20:00
07.12, четверг, 20:00
08.12, пятница, 13:00
Опера идет на итальянском языке с субтитрами на английском и иврите. За час до начала каждого спектакля - получасовая вводная лекция в зале Оперы.
Продолжительность постановки примерно 2 часа и 30 минут с антрактом.
Вход на лекцию бесплатный по предъявлению билета на спектакль на тот же вечер.
Цена билетов: 190 - 470 шек.
Заказ билетов по телефону 03-6927777 или в кассе «Браво»
Фотографии предоставлены пресс-службой Израильской Оперы.