Мудрость развития
Речь идет о метанауке каббала, уже много столетий назад предложившей конкретные способы сохранения человечества в целом и человека как личности. Долгое время основы каббалы были скрыты и лишь в наши дни становятся доступны для изучения всеми, кто стремится не просто к познанию (увеличению разума), но к спасению рода людского (мудрости).
Каббала естественно объясняет все беды (но и достижения тоже), до сих пор происходившие с человечеством, природным эгоизмом человека, его стремлением получать, отсутствием противоположного качества - альтруизма, без которого выживание человечества невозможно.
Речь идет не о том виде альтруизма, когда человек снимает с себя последнюю одежду, чтобы согреть нищего, - по сути, объясняет каббала, это просто иное, более изощренное, проявление все того же эгоизма, стремления человека получить максимальное личное физическое или духовное удовлетворение, ибо, как гласит восточная пословица, «все отдал - богаче стал», и моральное насыщение личного эгоистического чувства в данном случае оказывается выше для дающего, чем та реальная физическая помощь, которую он оказывает.
Говоря об альтруизме, каббала имеет в виду (и каббалисты объясняют это во всех своих книгах) нечто иное: выход человека в духовные миры, приближение его к высшему свету, который можно назвать природой, желание отдавать - не потому, что это приносит человеку дающему личное моральное удовлетворение, а потому, что, отдавая, человек приближается к истинной сути Природы, в конечном счете, сливается с ней.
Но каббала утверждает также, что, прежде чем вступить на путь альтруизма, человек должен познать, прочувствовать, ощутить, понять всю глубину собственного эгоизма. Чтобы подняться вверх, нужно сначала опуститься на дно, вычерпать все глубины собственного эгоизма, и тогда возникнет мощный импульс движения вверх, от ветвей, составляющих наш материальный мир, к его корням, связывающим человека с Творцом.
Иными словами, есть два пути для общечеловеческой мудрости. Первый: продолжить то, что человеческие цивилизации делают сейчас - добивать то, что еще осталось от дикой природы, поскольку мы еще не уничтожили ее окончательно и безвозвратно, дно общечеловеческого эгоизма еще не достигнуто, и, следовательно, человечество еще просто не готово обрести необходимую для начала подъема к корням мудрость.
И тогда не нужно делать ничего из того, что предлагают ученые и общества охраны природы. Следует и дальше двигаться по пути технического прогресса, строить все больше заводов, все больше автострад, выпускать еще больше автомобилей и отстреливать по возможности больше редких видов животных. Когда с окружающей нас природой будет покончено, человечество достигнет дна собственного эгоизма, и тогда возможен окажется путь вверх, к корням, к общечеловеческой мудрости.
Второй путь: сейчас, когда еще не вся природа поставлена «под власть человека», осознать свое место в мире, остановить погружение на дно и начать всплытие.
Первый путь - естественный для человечества, не знакомого с положениями метанауки каббала, а если и знакомого, то не понимающего ее сути, а если (в некоторых конкретных и не очень пока распространенных случаях) понимающего суть, то не способного еще своим поведением, своими знаниями и опытом воздействовать на все человеческие цивилизации, на ту огромную человеческую массу, которая под тяжестью собственного все нарастающего эгоизма погружается на дно.
По этому, уже знакомому и много раз испытанному пути человечество (и все его составляющие - цивилизации) движется много тысячелетий, и вряд ли кто-то может сейчас сказать, сколько еще времени понадобится людям, чтобы осознать - да, мы на дне, наш эгоизм достиг своего естественного предела, жить так больше нельзя…
Каббалисты утверждают, что человечество уже достигло дна этой очень глубокой пропасти, и что время близко… но конкретного срока назвать не может никто. По сравнению с долгим историческим путем человечества этот срок - ничто, и потому каббалисты имеют право говорить: «время близко». Но для каждого из нас, живущего сегодня и сейчас, это время может оказаться слишком большим…
И потому второй путь предпочтительнее первого. Не ждать, пока страдания человечества достигнут максимума и естественным образом вынудят людей сделать выбор, и когда общечеловеческая мудрость возникнет как результат осознания невыносимых несчастий.
Второй путь - это попытка уже сейчас, когда продолжается погружение, убедить людей - сначала немногих, а затем все большее число - в том, что собственный эгоизм, ведущий к уничтожению окружающей среды, можно победить с помощью собственного же разума, обратив этот разум на изучение тех способов обретения альтруизма, которые предлагает каббала.