Почему не в деньгах счастье?
Молодые и уверенные в себе скажут: «Отговорка для неудачников». Опытные скажут: «Ну да, счастье не в деньгах, а в их количестве». Если раньше было невозможно, да и бесполезно, опровергать тот факт, что не в деньгах счастье, то сегодня между научными исследованиями и мнением общества образовался разрыв.
Ученые уже четвертый десяток лет доказывают, что деньги не имеют отношения к уровню счастья. Общество же по инерции, с ослиным упорством продолжает вдалбливать в головы новых поколений обратное. Однако уроки истории показывают, что общество все равно потянется за учеными. И вопрос тут: к какой категории вы относите себя и своих детей? Будете ли вы идти со «стадом» за недосягаемой, червивой лжеистиной, или решите победить толпу и стать счастливыми?
Осознание Лжи
В начале семидесятых годов прошлого века стали пробиваться первые ростки сомнений в том, что деньги являются показателем человеческого счастья. Общепринятый до того индикатор ВВП (внутренний валовый продукт) на душу населения стал подвергаться серьезной критике.
В 1968 году во время президентской кампании Роберт Кеннеди произнес знаменитую фразу: «ВВП измеряет все, кроме того, ради чего стоит жить». И продолжил: «Наш ВВП... включает в себя загрязнение воздуха, рекламу сигарет и машины скорой помощи, увозящие пострадавших в катастрофах. Он учитывает и дверные замки, и тюрьмы для людей, которые их взламывают. Он включает в себя уничтожение секвойных лесов и уникальной природы в результате хаотичной урбанизации... Но он не учитывает здоровья наших детей, качества их образования и улыбок на их лицах».
Примерно в тоже время профессор экономики Южно-Калифорнийского университета Ричард Истерлин выдвинул теорию, известную сегодня как «парадокс Истерлина» (happiness–income paradox). Согласно Истерлину, после достижения определенного уровня рост доходов человека не выводит его на более высокий уровень счастья. На графике Истерлина отчетливо видно - несмотря на то, что, начиная с шестидесятых годов прошлого века по двухтысячные, доход человека вырос в 3 раза, уровень счастья остался на прежнем уровне и даже немного снизился.
Публикация исследования Истерлина вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Слепая вера в то, что ВВП на душу населения является синонимом уровня счастья человека, была поставлена под сомнение. Начиная с этого момента, как грибы после дождя стали появляться десятки научных исследований в области психологии, экономики, социологии, подтверждающие, напрямую и косвенно, что между деньгами и счастьем нет никакой связи.
Профессор психологии Рочестерского университета Тим Кассер провел исследование среди 800 бывших выпускников одной и той же школы. Выводы, к которым пришел ученый, говорили о том, что те, кто концертировал свое внимание на карьерном росте и деньгах оказались недовольны жизнью.
Британские ученые из университетов Стирлинга и Ноттингема на основании исследования 140 000 респондентов обнаружили, что рост денежных доходов не влияет на удовлетворенность жизнью.
Психологи Смит и Рассел провели опрос среди британцев, выигравших на футбольном тотализаторе крупные суммы денег. Две трети «счастливчиков" отметили, что после выигрыша у них начался разлад в семье, а удовольствие от возможности приобретения роскошных игрушек быстро исчезло.
Профессор психологии Эд Диенер обнаружил, что уровень счастья среди 100 самых богатых американцев по рейтингу журнала «Форбс» лишь незначительно превышает средние показатели по стране.
В 2008 году основатели международного индекса счастья New Economics Foundation (NEF) по заказу Министерства науки Англии провели мега исследование, целью которого было понять, какие виды активности влияют на ощущения счастья человека.
Они суммировали более 400 различных исследований в области психологии, социологии и экономики. В результате ученые выявили 5 видов активности, влияющие на субъективное ощущение счастья. Деньги стали последним, пятым по счету активатором счастья.
Ученые предложили двум контрольным группам потратить за день 100$. Первой группе было предложено потратить деньги на себя, второй - на посторонних им людей. В конце дня оказалось, что вторая группа получила большее удовольствие.
Ну и последнее, самое знаменитое исследование в области человеческого счастья. Профессор Роберт Валдингер из Гарварда - четвертый руководитель самого длинного в истории человечества научного эксперимента. Начиная с 1938 г., группа ученых пытается ответить на простой вопрос: какие факторы влияют на человеческое счастье? Их фокус-группа состоит из 270 студентов Гарварда и 450 молодых людей из бедных районов Бостона. Проследив за целыми поколениями людей, ученые пришли к однозначному выводу: между богатством и счастьем нет никакой связи.
А ответ на вопрос: почему не в деньгах счастье? - кроется в самой природе человека.
Почему же не в деньгах счастье?
В конце 70-х годов прошлого века исследователи Массачусетского университета провели опрос двух групп респондентов. В первую группу входили люди, недавно выигравшие в лотерею крупные суммы денег. Во вторую – страдающие от паралича конечностей или всего тела вследствие недавно перенесенных аварий.
К удивлению ученых выяснилось, что спустя короткий после эмоционального потрясения промежуток времени уровень счастья в обеих группах сравнялся. Впоследствии данный парадокс был назван процессом привыкания или гедонической адаптацией.
Суть ее заключается в способности нашей психики быстро возвращаться к стабильному уровню счастья, несмотря на сверхэмоциональные позитивные или негативные события. Профессор психологии Гарвардского университета Дан Гилберт называет эту способность мозга симулятором счастья.
Принимая во внимание свойство гедонической адаптации, становится понятно, как люди, находящиеся в сверхтяжелых условиях - голода, войны, потери родных и близких - не сдаются и находят силы продолжать жить. После короткого стресса – неважно, позитивного или негативного - наш мозг восстанавливает стабильное ощущения счастья без всякой связи с ситуацией вне нас.
Так что, принимая во внимание гедоническую адаптацию, можно понять, почему деньги никогда не станут для нас пропуском в рай. Мы просто привыкнем к выигрышам в лотерею и каждый раз будем искать следующий рай. Ничего не поделаешь, с человеческой природой спорить бесполезно.
Там, где психология встречается с экономикой
К сходным с психологами выводам пришли экономисты. Проследив отношение человека к товарам и предметам роскоши, таким как дорогие машины, драгоценности, антиквариат, замки и т.п., экономисты заметили, что после приобретения предмета роскоши человек довольно быстро к нему привыкает.
Однако это еще полбеды. Беда в том, что после того как человек привыкает к новой игрушке, она переходит из разряда предметов роскоши в разряд предметов первой необходимости, то есть вещей, без которых человек уже не мыслит свою повседневную жизнь. И тут уместно вспомнить мою предыдущую статью о мираже финансовой стабильности.
На основе отслеживания закономерностей экономического поведения человека во второй половине двадцатого века был выведен ряд теорий, описывающих поведение людей при принятии решений.
Знаменитая теория игр, теория ожиданий, теория перспектив, модная сегодня поведенческая экономика – все они пытались разгадать загадку хомо экономикус. Вывод, к которому пришли ученые, говорит о том, что наше поведение иррационально. То есть действия человека зависят не просто от математического расчета выигрыша или проигрыша в данной ситуации, а и от дополнительных факторов, таких как поведение других игроков в гипотетической игре.
И одним из центральных выводов, ставшим сегодня общепринятой аксиомой в экономике, является факт неприятия риска. К возможности получить еще один миллион или проиграть уже имеющийся человек относится ассиметрично.
Несмотря на то, что теоретически он должен быть равнодушен при выборе между этими двумя вариантами, на самом деле человек предпочитает не терять существующий миллион.
Неприятие риска проливает свет на еще одну причину, по которой счастье не измеряется количеством денег. Приобретая все новые предметы роскоши, человек в довесок получает страх их потерять. И начинает защищать новые границы своего благополучия. Этот страх потери и уменьшает удовольствие от владения активом. На этом, кстати, построена вся система страхования.
Заключение
Человек находится в плену у собственной природы. Механизмы привыкания и неприятия человеком риска как острые ножницы отрезают нашу повседневную реальность от американской мечты. Из-за гедонической адаптации человек быстро привыкает к выигрышу в лотерею. Однако поиграв с роскошью и быстро привыкнув к ней, человек не привыкает к страху ее потерять.
В книге «Быть или иметь» Тим Кассер пишет: «Рост доходов не оказывает позитивного эффекта на мироощущение и субъективное благополучие человека. Мы не только вынуждены больше и тяжелее трудиться ради получения материальных благ, но и, становясь владельцами многочисленных вещей, должны поддерживать их в надлежащем состоянии, охранять, заменять, страховать и т.д. Наша самооценка зависит от того, как наши кошельки и собственность выглядят по сравнению с кошельками и собственностью других людей в реальности и на телеэкранах».
Опираясь на последнюю фразу Кассера, в следующей статье я раскрою тайну счастья.