Сверхидея Трумпельдора
Иосиф Трумпельдор известен как воин, проживший короткую, но героическую жизнь. Все помнят его крылатую фразу: "Хорошо умереть за свою страну". Но мало кому известен внутренний мотив его действий, сверхидея, двигавшая им на протяжении всей его бурной жизни.
Иосиф с детства помнил рассказы своего отца Зеева о пленении имама Шамиля в ауле Гуниб и героических сражениях Кавказской войны. Поэтому неудивительно, что армейская служба, на которую его призвали в 1902 г., была воспринята им, сыном старого российского солдата-еврея, как продолжение дела отца. Он все время рвался на передовую.
В составе полковой разведки Трумпельдор принял участие в обороне Порт-Артура. Не раз он ходил в тыл неприятеля, проявив себя храбрым воином. В ходе тяжелого боя потерял левую руку, но уже совсем скоро вновь вернулся в строй, поразив всех своим мужеством.
Когда грянула Русско-японская война, Трумпельдор опять вызвался добровольцем. Оказавшись в плену, делал все, чтобы облегчить положение своих товарищей по плену. За короткий срок он изучил японский и китайский языки, начал издавать газету, читал лекции пленным. Изумленный подвигами юноши, японский император Микадо подарил Иосифу протез руки, на котором золотыми буквами было написано: "Эту руку японский император жалует герою Трумпельдору за его полезную деятельность во время плена". Как тут не вспомнить библейского Иосифа на службе у фараона?
После окончания войны Трумпельдор встретился и с русским царем. Обращаясь к Иосифу, Николай Второй произнёс: "Благодарю за службу и поздравляю с производством в первый офицерский чин". И это в то время, когда евреям было не положено носить офицерское звание! Полному Георгиевскому кавалеру позволили даже поступить на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Перед ним была открыта великолепная карьера. Но Иосиф выбрал другой путь.
В университете он проникся коммунистической идеей. Иосиф понимал, что реализовать ее он сможет не в России, а в другой стране, той, которой пока не существует на карте мира. И возрождение Еврейского государства он воспринял как миссию.
Вдохновленный мечтой о равноправии и счастье, которые можно обрести в своей стране, Трумпельдор собрался... нет, не в Палестину. А для начала – создать из петербургских студентов-евреев группу единомышленников. С ними он начал работать над планом первых коммун (киббуцев), внедряя свои идеи в Черниговской губернии. Не чураясь тяжкого труда, лихо управлялся с плугом и косой. Его энтузиазм поражал.
Переехав в Палестину, Трумпельдор создал первую коммуну – ферму "Мигдаль", а затем перебрался в киббуц "Дегания" на берегу Кинерета. Будучи идейным вдохновителем этих поселений, Иосиф мечтал построить в них счастливую жизнь. Но его планы расстроила Первая мировая война. Неокрепшие ростки счастья в своей стране пришлось защищать с оружием в руках.
После окончания войны Трумпельдор вернулся к идее создания коммунистических поселений. На черноморском побережье в России он организовал учебно-тренировочные лагеря. Успешно договариваясь как с белыми, так и с красными, Иосиф наладил переправку добровольцев в Палестину.
В январе 1919 г. Трумпельдор стал председателем "Ха-халуц" - движения еврейской молодежи, занимавшегося подготовкой, военным обучением и переселением евреев в Палестину. Летом того же года он организовал в Стамбуле "Справочное бюро" и учебную базу "Месила хадаша" (Новая колея) для будущих переселенцев.
Однако его мечта находилась в опасности. В Палестине новорожденные киббуцы постоянно подвергались атакам арабов. Требовалась охрана и Иосиф занялся ее организацией. Во время одной из арабских атак на поселок Тель-Хай Трумпельдор был смертельно ранен. Чувствуя, что умирает, он сказал своим друзьям по-русски, что смерть ему не страшна. После себя он оставляет страну, в которой будет жить его народ. "Хорошо умереть за свою страну", – сегодня эти его слова знает каждый израильтянин.
Трумпельдор мечтал о возрождении Израиля – страны, в которой будет построено счастливое общество. И в этой идее он до сих пор продолжает жить для нас, тех, кто так же как этот героический сын еврейского народа хотят, чтобы евреи жили в своей стране, чувствуя себя единым, счастливым народом.