Иудейская война. Новый сезон
1
Это значит, что мы заново проживаем уже давно пережеванные ситуации. И даже если чувствуем себя на коне, то конь все равно прикручен железными болтами к той карусели, которую вращаем не мы.
Куда ж нам деваться?
Вариантов хоть отбавляй. Пить. Коллекционировать марки умерших стран. Курить дурь. Играть в прятки с котенком.
А можно открыть книгу по истории, найти нужную страницу и узнать картину сегодняшнего дня, пускай и на фоне других декораций. И если повезет, чему-то научиться. А если очень сильно повезет, даже сойти с карусели.
Вот знаменитый трактат еврейского историка Иосифа Флавия «Иудейская война». Открываем почти наугад. Глава 6-я и 7-я Первой книги. Отметим сразу великолепный перевод и комментарий Я.Л. Чертка.
События происходят на Ближнем Востоке.
2
В первом веке до нашей эры на планете оставалась всего одна супердержава. Она называлась Рим.
Богатый ресурсами Ближний Восток всегда оставался притягательным центром для его элит. Интригуя между местными тиранами, стравливая их друг с другом, римляне постепенно превращали эти земли в свои провинции.
Иудейское царство находилось в центре этих событий. Годы славных побед и обретение независимости от «прогрессивных наций» (в данном случае греков) остались далеко позади. Теперь страна разрывалась между войнами с внешними врагами и домашними распрями.
Основных политических течений имелось три. Два из них были представлены претендентами на престол, потомками династии Хашмонаим. Старшего принца звали Гиркан, его брата - Аристовул.
Гиркан отличался слабоволием. Аристовул – заносчивостью. Говоря современными терминами, это было классическое противостояние либералов и якобы патриотов. Разумеется, они разодрались при первой возможности, и, разумеется, победил младший.
Интересная подробность. Главным советником Гиркана состоял некий Антипатр, родом из Идумеи*. Именно он, опасаясь жесткой политики Аристовула, воспламенил своего патрона искать заступничества у римлян. (Ничего не напоминает?)
Войска Рима, а с ними - полководец Гней Помпей, прозванный «царем царей», по случаю находились в Сирии.
Братья предстали перед Помпеем. Гиркан – как униженный проситель. Аристовул (цитирую): «…во всем блеске царского величия, не желая играть роль покорного слуги, не желая, хотя бы и для защиты собственных интересов опуститься на ступень ниже».
Что было дальше догадаться не трудно, если смотрите канал новостей.
Снова цитирую, на этот раз из комментариев: «Но в интересах римского властелина было не дать Иудее развиться в свободную республику... Он склонился поэтому на сторону Гиркана, т. е. решил спор в пользу того, который никоим образом не мог править страною без постоянного покровительства римлян».
В ответ Аристовул снова начал войну, изредка прерывая ее, чтобы совершить еще одну, абсолютно бесполезную, ничем не оправданную, но оскорбительную для Рима, выходку. (Снова ничего не напомнило?)
Все кончилось взятием Иерусалима и массовой резней. Гней Помпей совершил прогулку по помещениям Храма. Но не ограбил и не разрушил, предоставив будущей столетней гражданский войне довершить начатое.
Иерусалим захватывали и грабили поочередно римляне, парфяне и войска враждующих партий.
Аристовула взяли в плен и отравили. Его буйного сына Александра «казнили топором». Соглашателю Гиркану один соперников самолично откусил уши.** И под конец на троне воцарился сын его первого советника, практически иностранец, знаменитый Ирод.
А еще через несколько десятилетий тирании и непримиримой вражды всех со всеми Иерусалим был разрушен и мы потеряли страну.
3
Но, как пишет историк, политических сил в стране было больше, чем две: «…кроме них явился еще третий претендент – народ… Представители последнего… просили Помпея… предоставить ему (право) самому избрать себе вождя, который правил бы страною не произволом, а по иудейским законам».
Если кто-то подумал: «Досы. Конечно же, прибежали на сладкое», – то я его разочарую. Это не была религиозная партия. Хотя бы потому, что все мировые религии начали зарождаться примерно через 150 лет. А кликушество, паразитизм и краснобайство – еще позже.
Словосочетание «иудейские законы» означает не свод малопонятных правил, нацарапанных резцом на камнях или пером на бумаге. Речь идет о «хукей а-ихуд», что переводится с иврита как «законы единства» - единства народа как отражение общей гармонии Природы.
Этим правилам будет противиться любой Помпей во все времена. И это верный знак того, что они верны. И с их помощью мы можем сойти с карусели, предоставив ей вращаться без нас.
*Страна со столицею в Петре. Примерно в районе палестинского анклава и Иордании.
** Это означало конец карьеры, поскольку только «физически совершенный» мог по закону занимать высокие посты.
А должен ли народ спрашивать разрешение: жить ему по законам предков или нет?
А должен ли народ спрашивать разрешение: жить ему по законам предков или нет?